Ты кто такой? Давай, до свидания!

Этот интернет-мем как нельзя более точно точно выражает отношение горизбиркома и к кандидатам, и к прессе, и к общественному мнению. Впрочем, Евгений Колюшин, член ЦИК, куда пожаловалась партия РПР-ПАРНАС, назвал действия рязанских избирательный комисссий еще жестче: "юридическим кретинизмом".

Ты кто такой? Давай, до свидания!

Лица стерты, краски тусклы —

То ли люди, то ли куклы,

Взгляд похож на взгляд,

А тень — на тень.

И я устал и, отдыхая,

В балаган вас приглашаю,

Где куклы так похожи на людей.

 «Машина Времени», 1978

2 августа – день окончания регистрации партий и кандидатов на выборах в городскую Думу нового созыва. По крайней мере, должен был быть таковым. Однако пять судебных заседаний, прошедших пока только в районном суде (и это еще не конец), десятки жалоб на окружные комиссии в городскую и областную избирательные комиссии и в прокуратуру, снятые с предвыборной дистанции десятки кандидатов и целые партии – все это говорит о том, что «по-тихому» решить поставленную задачу у горизбиркома не получилось. И нас ждет крайне интересная, и даже очень скандальная, избирательная кампания.

Вот вам хронология событий на момент печати нашей газеты.

26 июля, Советский райсуд:

МБОУ, девичьи фамилии и прочие образовательные вопросы

Представители партии «Родина» просят признать незаконным исключение своих представителей из списка кандидатов по единому избирательному округу и обязать зарегистрировать список своей партии в составе 44 человек. Региональный «Альянс зеленых – Народная партия» выдвигает такие же, по сути, претензии.

Заседание по заявлению «Родины» длилось больше полутора часов, по заявлению «Альянса зеленых – Народная партия» – больше часа. Журналисты региональных СМИ в большинстве своем их проигнорировали, а зря – зрелище было то еще.

Хотя представители партий местами соглашались с тем, что допустили определенные ошибки, в целом их выступления были направлены на доказывание абсурдности претензий избиркома к кандидатам как с точки закона, так и здравого смысла, а иногда и на прямое обвинение работников избиркома в некомпетентности, злоупотреблении правом и недостаточной юридической квалификации.

Например, как доказать даме-кандидату с высшим образованием, что свой диплом она получала еще под девичьей фамилией, потом вышла замуж, затем развелась и оставила фамилию супруга? Ведь с точки зрения избиркома она, оказывается, «не представила документы, подтверждающие образование».

Вот еще ряд животрепещущих вопросов. Как правильно (по закону) сообщать избиркому о своем образовании: как просто о «высшем» или все-таки о «высшем профессиональном»? В судебном заседании прозвучало, что избирком потребовал от одной из пришедших в суд партий «по закону» указывать «высшее» образование, от другой – «высшее профессиональное» (предложение одной из партий сделать соответствующий запрос в избирком суд отклонил как не имеющее отношения к делу – ред.).

Или – достаточно ли оформленной по установленным правилам справки с места работы, чтобы удостовериться в том, что гражданин, желающий стать кандидатом в депутаты, действительно служит в названной компании и в указанной должности? В суде представителю одной из партий пришлось долго выяснять у представителя горизбиркома, является ли, по его мнению, справка (любая: с места работы, учебы, из ЖЭКа и т. д.) документом, имеющим юридическую силу, и, как следствие, можно ли ей доверять.

Кстати, уже к вечеру пришло неожиданное подтверждение, что и одной заверенной справки с места работы, без копии трудовой книжки, вполне достаточно для предоставления кандидатом в избирательную комиссию. Председатель областной избирательной комиссии Галина Муравьева заявила о неправомерности отказа окружной комиссии (ОИК) Рязани № 4 в регистрации на выборы в гордуму кандидата-одномандатника от КПРФ Дениса Сидорова. Кандидат предоставил в комиссию только справку с места работы, что и послужило поводом к отказу в его регистрации.

А как быть, если «средняя школа №…», указанная как место работы одного из кандидатов, еще и «муниципальное бюджетное образовательное учреждение общеобразовательная школа» с тем же номером? (О, ужас: но на сайте того самого учреждения читаем «средняя общеобразовательная школа», а на собрание родителей будущих первоклашек та же школа приглашает в «МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №…». Интересно, родители догадаются без подсказки, куда им идти? А школа никак не нарушает законодательство, вводя несмышленых первоклашек в заблуждение? – ред.).

Пришлось в выяснять в суде, что подразумевал избирком чуть ли не под каждой своей формулировкой, в которой требовалось исправить допущенные кандидатами ошибки подобного анекдотического рода.

В ответ представитель горизбиркома твердо стоял на своем: в спорных моментах избирком не обязан додумывать, что имел в виду кандидат, предоставляя те или иные документы. Вот только что тут додумывать? Разве МБОУ «средняя образовательная школа» по факту отличается от упрощенного, но применимого названия «средняя школа»? Находит ли избирком принципиальную разницу между «высшим» и «высшим профессиональным» образованием? Бывает ли вообще в природе «высшее», но «непрофессиональное» образование или оно существует только в разгоряченном мозгу избиркома?

В итоге на прямой вопрос представителя «Родины» представитель избиркома был вынужден признать, что додумывать, что имел в виду избирком, формулируя свои требования к кандидатам, обязан… кандидат. «Я в шоке» - более «юридических» слов представительница партии в данной ситуации не нашла.

На следующем судебном заседании «Родине» все-таки удается «отбить» одного из пяти своих незарегистрированных кандидатов – Владимира Карасева. Суд признал незаконным его исключение из партийного кандидатского списка.

«Альянсу зеленых» повезло меньше. Несмотря на практику решений Верховного Суда и призывы к здравому смыслу, адресованные представителям избиркома, партийцам так и не удалось убедить суд в своей правоте. В удовлетворении заявления им было отказано.

Обе партии подали документы в областной суд для обжалования решений районного суда.

29 июля, заседание избиркома:

Буквы большие и маленькие

Вечером того же дня состоялось заседание горизбиркома. Об эпическом процессе рассмотрения жалобы кандидата Владимира Холопова вы уже могли прочитать в нашем прошлом материале.

На этом же заседании выяснилось, что избирком не может идентифицировать не только отдельных кандидатов, но и целые партии. Так, название одной из них в части документов было написано прописными (большими) буквами, а в других – строчными (маленькими). Избирком так и не смог понять (он же не обязан додумывать!), одна это партия или две разные даже после дискуссии с представителем партии. И потребовал исправить сей орфографический (или политический?) казус.

Интересно, а если «Избирательную комиссию муниципального образования — город Рязань» написать как «избирком» или даже как «ИЗБИРКОМ» – она сможет сама себя идентифицировать или станет от этого другой? Может, кандидаты и партии просто обращаются не к тем людям и не в ту организацию?..

1 августа, Советский райсуд:

«Яблоко» откатили в сторону

На заседании райсуда судьба списка «яблочников», получившего отказ в заверении, решилась быстро и не в пользу кандидатов. Региональные партийцы так и не смогли доказать, что сдавали в ОИК копию свидетельства о регистрации своего объединения. Они также обжалуют это решение суда в вышестоящую инстанцию.

Почему-то это решение суда уже не удивляет…

1 августа, заседание избиркома:

Оговорки. По Фрейду?

До начала заседания представители справедливороссов опасались, что решение о регистрации или нерегистрации списка их кандидатов будет не юридическим, а политическим, или просто уходили от ответа на этот вопрос.

Так или иначе, но команда партийцев, пришедшая на заседание, не стала возражать против отвода двоих своих кандидатов из-за вопросов к их документам, возникшим у избиркома. Несмотря на то, что в число отстраненных от выборов попала и действующий депутат гордумы Светлана Попова. Несовпадения, обнаруженные в ее документах, товарищи по партии посчитали технической ошибкой. Тем не менее, спорить с избиркомом они не стали – от греха подальше, надо понимать. И обжаловать это решение не будут. Представитель партии поблагодарил избирком за регистрацию.

А за сам список членам избиркома пришлось голосовать дважды: председатель избиркома Жанна Фомина, как она выразилась, сделала оговорку, неправильно назвав число кандидатов в списке партии. То есть иногда избирком все-таки признает свои ошибки?!

2 августа, заседание избиркома

Избирком не обязан…

«Родинцы», имея на руках решение суда о признании незаконным и отмене постановления горизбиркома в части исключения из заверенного муниципального списка кандидатов Владимира Карасева (того самого, неправомерность отказа в регистрации которого, как мы знаем, признал даже горизбирком – ред.), а также об обязании судом горизбиркома зарегистрировать Карасева кандидатом в депутаты гродской Думы (информация размещена и на сайте Советского районного суда – ред.) просили это наконец-таки сделать.

Не тут-то было. Вопреки их ожиданиям и опять же – здравому смыслу, городская избирательная комиссия регистрировать Карасева в качестве кандидата отказалась и направила вопрос в окружную комиссию на новое рассмотрение.

Похоже, горизбирком настолько крут, что может позволить себе игнорировать решения суда. Неужели для его исполнения потребуется помощь приставов? Вот это будет шоу!

При рассмотрении вопроса об отказе в регистрации кандидатом от партии РПР-ПАРНАС Юрия Богомолова особенно впечатлила позиция окружной избирательной комиссии. В озвученной на заседании городской комиссии пояснительной записке ОИК сказано, что «представление документов, подтверждающих сведения, указанные в заявлении о согласии баллотироваться, является обязанностью кандидата. И об отсутствии таких документов комиссия уведомлять не обязана»…

4 августа, заседание избиркома:

Измерение на букву «Ё»

В воскресенье комиссия рассматривала жалобу Семена Сазонова. Действующего депутата гордумы окружная комиссия отказалась регистрировать в качестве кандидата на новых выборах из-за несоответствия, с ее точки зрения, фотографии в документе, удостоверяющем личность, требованиям законодательства (для соответствия не хватило полмиллиметра!) и отсутствия буквы «ё» в справке, предоставленной кандидатом из Сбербанка («Семен» вместо «Семён»). Причем изначально комиссия усмотрела еще и нарушение в паспорте кандидата, где на 18-й странице стоял штампик о выдаче загранпаспорта. Это, по мнению членов комиссии, автоматически сделало паспорт недействительным.

Семен Сазонов, депутат Рязанской городской Думы

Блестящий аргумент, аплодируем избиркому стоя. Но есть вопросы. Вправе ли избирком определять подлинность документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации и выданных компетентными органами? С чего вообще члены избиркома стали измерять миллиметры на фотографии Сазонова, если только это не обязательная процедура для всех кандидатов, подавших документы? Но тогда в избиркоме должна быть утвержденная законодательством процедура измерения, специально обученный человек и поверенная линейка. Ни Сазонов, ни мы, журналисты, не знаем, применялась ли процедура измерения фотографии к документам всех кандидатов или только его одного. Если измеряли всех, то пусть это подтвердят члены избиркомов или сами кандидаты. Если измерения коснулись только документов Сазонова, пусть скажут, почему выбор пал именно на него. Неужели разница в полмиллиметра вместо избирателей решает, быть или не быть кандидату в составе городской Думы?

И, самый главный и интересующий всех без исключения вопрос: это были все предметы, которые горизбирком собрался измерять линейкой? Или следует ожидать расширения списка?

Председатель городской комиссии Жанна Фомина зачитала ответ ФМС на запрос избиркома по поводу отметки, которая может быть внесена на 18-й странице российского паспорта, и требований к параметрам фото на удостоверении личности российского гражданина (приводится на врезке). Однако вопросы о том, оформлены ли документы кандидата с нарушением требований законодательства, миграционной службе не задавались, экспертиза документов не проводилась. Но мы уже не удивляемся, что избирком большинством голосов проголосовал против удовлетворения жалобы незарегистрированного кандидата. 

На следующий день Семен Сазонов собрал пресс-конференцию, на которой назвал решение избирательной комиссии политическим, а причины отказа окружной комиссии в регистрации – «доселе невиданными для нас и в целом для политического поля Рязанской области». «Наша задача, – заявил действующий депутат, – ознакомиться с документами и принять решение относительно обращения в суд или других правовых методов воздействия на городскую избирательную и окружную избирательную комиссии».

Ради интереса мы в «МК» в Рязани» измерили фотографии в паспортах сотрудников редакции – у некоторых параметры фото не совпали с указанными в ответе ФМС. Как же заведомо недействительные, с точки зрения горизбиркома, документы нам выдали в паспортных столах? И значит ли это, что некоторые из нас не попадут на рязанские городские выборы, а к фотографу отныне надо ходить с линейкой и циркулем, и на всякий случай для контроля брать с собой члена избиркома? Собирается ли избирком в будущем оказывать подобные эскорт-услуги?

А может, избиркому уже пора подавать в суд на госорганы, выдающие законопослушным гражданам недействительные, с его точки зрения, удостоверения личности?

5 августа, заседание избиркома:

Мыльные пузыри как подкуп избирателей

Родинцы предложили горизбиркому создать юридический прецедент, касающийся теории избирательного права, поскольку ни судебной практики, ни разъяснений ЦИК по этому вопросу нет. Представители регионального отделения партии обратились с жалобой на отказ в регистрации кандидата-одномандатника Валерия Петрунина, который при повторной подаче документов не сдал заявление о согласии баллотироваться и документы для уведомления о выдвижении. При этом кандидат уже зарегистрирован как списочник.

В партии считают, что процедура выдвижения состоит из нескольких этапов. И комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым после поступления заявления о согласии баллотироваться. В первый раз окружная комиссия отказалась регистрировать Петрунина как кандидата из-за отсутствия справки банка, подтверждающей остаток средств на специальном избирательном счете. Фактом подачи пакета документов во второй раз кандидат, по мнению партии, подтвердил свое желание участвовать в выборах. Отказ незаконен еще и потому, что, как утверждают юристы «Родины», он противоречит самой сути избирательного права.

Председатель горизбиркома Жанна Фомина зачитала пояснения председателя окружной комиссии по округу №16 Валентины Горшковой: «… Считаю данное решение (об отказе в регистрации – ред.) законным и обоснованным…» Петрунин, утверждает председатель ОИК, опоздал и не представил все документы вовремя. «Отказ в регистрации кандидат не обжаловал, незаконным он не признан... В связи с несоблюдением установленного порядка выдвижения кандидата, а также непредоставлением им документов, необходимых для выдвижения кандидата, окружной избирательной комиссией принято решение… об отказе в регистрации».

Нетрудно догадаться, что большинством голосов городская избирательная комиссия отказала в удовлетворении жалобы, а «родинцы» будут обжаловать это решение.

На этом же заседании было вынесено решение по жалобе на кандидата в депутаты от КПРФ Андрея Городничева, который в качестве члена молодежного парламента при Рязанской областной Думе участвовал в детском празднике в своем округе. Рассмотрение жалобы было начато на предыдущем заседании, но в воскресенье члены горизбиркома не смогли прийти к согласию, является ли раздача мыльных пузырей детям подкупом избирателей, если дети не являются избирателями?

На заседании, состоявшемся в понедельник, заявитель предъявил комиссии двухчасовую запись праздника, которую избиркому и всем присутствующим пришлось просматривать прямо на заседании, но в ускоренном режиме из-за экономии времени. Ничего криминального замечено так и не было. Жанна Фомина констатировала, что подкупа избирателей не было, но была благотворительность, что тоже запрещено избирательным законодательством. В итоге молодой коммунист отделался легким предупреждением.

И в заключение:

Юриспруденция – продажная девка политики?

Кукол дергают за нитки,

На лице у них улыбки,

И играет клоун на трубе.

И в процессе представленья

Создается впечатленье,

Что куклы пляшут сами по себе.

«Машина Времени», 1978

Фразу про юриспруденцию, вынесенную в подзаголовок, произнес в свое время ни кто иной, как Йозеф Геббельс, главный пропагандист гитлеровского режима, и с его точки зрения это была абсолютная истина. Однако, если вы, уважаемые читатели, осилили рассказ про все вышеперечисленные «артефакты» нашего избиркома (назвать их более точным словом не позволяет закон о СМИ), не кажется ли вам, что история повторяется?

Складывается впечатление, что избирком не боится никого: ни вышестоящей областной комиссии, ни контролирующих его деятельность органов, ни суда и прокуратуры, ни стыда и ни совести. Представители партий в приватных беседах говорят о том, что исправить ситуацию может только шум, поднятый на федеральном уровне. Кандидат Семен Сазонов, например, открыто говорит, что отказ в его регистрации – это месть со стороны «Единой России», из которой он вышел. Неужели на нашем региональном уровне закон уже напрямую подчиняется политическим целям?

Председатель облизбиркома Галина Муравьева рекомендовала кандидату Сидорову направить жалобу в городской избирком и, при необходимости, в вышестоящие инстанции. Интересно, а не проще ли ей было самой указать подведомственным комиссиям на их ошибки и инициировать их исправление?

Но, наверное, такое простое решение приходит в голову только нам, простым некомпетентным журналистам, далеким от сложных лингвистических тонкостей выискивания разницы между «просто высшим» и «высшим профессиональным» образованием, поиском «незаконных» штампиков УФМС на страницах паспортов кандидатов, или измерением расстояния от их макушек до края фото на документах.

Помимо всего прочего, городская избирательная комиссия еще и явно не одинаково относится к региональным СМИ. Наша газета, которая наиболее полно и подробно освещает ход предвыборного процесса, в очередной раз была проигнорирована при приглашении на пресс-конференцию председателя комиссии Жанны Фоминой. Но мы все равно продолжим вести на наших страницах подробную хронологию событий, хотя бы для того, чтобы наши дети смогли разобраться, за чьих родителей им стоит стыдится, а за чьих – гордится.

P.S.

Ах, до чего ж порой обидно,

Что хозяина не видно:

Вверх и в темноту уходит нить.

А куклы так ему послушны,

И мы верим простодушно

В то, что кукла может говорить.

 «Машина Времени», 1978

Маша Моргунова, Никита Рязанский

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру