Пешеход уходит на небо

Борьба с непорядочными автомобилистами порой приобретает причудливые формы

Есть мнение, что понятие «пешеход» в Рязани скоро отомрет, как нечто мешающее движению автомобилей и противоестественное. Потому что быть пешеходом в нашем городе – трудно, а зачастую опасно для жизни.

Рядовое явление окраин

Немногим меньше 10 лет назад детей учили: «Выходишь на дорогу – посмотри налево, потом посмотри направо…». Сейчас в приказном порядке, с ужасом в голосе наставляют: «Выходишь из подъезда – посмотри по сторонам, выгляни потихоньку из-за кустов, увидишь во дворе движущуюся машину – забегай обратно в подъезд! Не забудь взглянуть наверх – на всякий случай». Прискорбный факт: никто не может чувствовать себя в безопасности даже на пешеходном тротуаре, даже на дворовой территории. Да что там безопасность, зачастую по тротуару и пройти-то невозможно: припаркованные за бордюром авто выталкивают пешехода на проезжую часть, в обход драгоценных иномарок, прямо под колеса.

Случается и такое, что пешеход и возмутиться не вправе: вроде бы, машина стоит на тротуаре, нарушает правила, но она выполняет важную миссию: привезла товар в магазин, ведутся разгрузочные работы. Между тем, согласно СНиП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», разгрузка продуктов должна осуществляться с торцов жилых зданий, а не со двора или стороны пешеходного тротуара. Но в наше время повального превращения квартир на первых этажах в торговые помещения с этим правилом считаться перестали. Встал поперек пешеходной части – и таскай себе ящики с мешками, никто слова против сказать не посмеет. Мамы с колясками разворачиваются в обратную сторону, старики ковыляют в обход. Каждый знает: сделаешь замечание – узнаешь о себе много нового. Впрочем, и рядовые автолюбители предпочитают подъехать прямо ко входу в магазин, по тротуару, чтоб не нести тяжелые продуктовые сумки лишние три метра. Поговаривают, что в центре города таких «неудобных» магазинов не существует, а с явлением «тротуарных» парковок периодически борются, выписывают штрафы, даже эвакуируют на штрафстоянку. А как быть жителям рязанских окраин – поселков Строитель и Шлаковый, Приокский и Шереметьево? На этих «выселках» эвакуаторов отродясь никто не видел. И три-пять машин, припаркованных поперек пешеходной дорожки, воспринимаются как рядовое явление. Рядовое, но отнюдь не радостное.


«Вот тут мужики и осерчали!»

Борьба с непорядочными автомобилистами приобретает порой комичные формы, особенно на окраинах. Так, один из дворов поселка Шлаковый превратился в объездной путь – автолюбители не желали стоять на светофоре на перекрестке улиц Трудовая и Куйбышевское шоссе. Жители дома воздвигли поперек двора бетонный блок. Кто-то возмутился и вызвал сотрудников ГИБДД, а также руководство управляющей компании и других представителей муниципальной власти. Дворникам повелели «вручную» убрать препятствие, мотивировав тем, что «кирпичик» помешает проезду скорой помощи и пожарным машинам, не приведи господь, что случится. Но на следующее утро бетонный блок преспокойно стоял на своем месте. То ли два, то ли три раза таскали его туда-сюда, но в конце концов жители переупрямили «законников». Стоит бетонный блок на своем месте и по сей день (непосредственно посередине двора – то есть, «неотложка» или пожарная машина спокойно могут подъехать к подъезду). А жители дома, наконец-то, вздохнули спокойно и даже стали без опаски выпускать своих детей на улицу.

Если рассуждать глобально, то обитатели «объездного» двора, увы, поступили не по закону. Видимо, потому, что на беззаконие автомобилистов долгие годы никто не обращал внимания. Житель дома, пенсионер Владимир Яковлевич, даже почему-то с радостью прокомментировал историю с искусственной преградой:

– Тут с утра до ночи ездили. Выходишь из подъезда – а дальше пройти не можешь, чувствуешь себя, словно на проезжей части. А последней каплей было – мальчишечку чуть не сбили, он еле успел отскочить; упал, ушибся. Тогда мужики и осерчали.

Откуда взялся булыжник, и как его ворочали, пенсионер не знает. По крайней мере, говорит, что не знает. Его соседка, Клавдия Семеновна Петрова, также охотно вступившая в разговор, рассказала, что «людям отказали в помощи».

– Нам объяснили, что мы для начала должны приватизировать двор. А потом решать, что с ним делать. Захотим – стоянку можем сделать, захотим – все цветами засадим. А лежачие полицейские во дворе, мол, не положены по закону. И шлагбаумы – тоже. А ездить по нашему двору, как по автотрассе, значит, положено?!

Жители одного из домов по улице Чкалова решили проблему «проездного» двора более цивилизованным способом: установили ворота с магнитным замком и домофоном. Но такой метод избавления от «чужих» автомобилей опять не всем пришелся по вкусу.

Татьяна, молодая мама с розовой коляской, рассказала, что периодически ворота обещают снести.

– Кто-то сам постоянно ключи теряет, а к кому-то в пьяные друзья в гости приезжают – внезапное препятствие их нервирует. Хотят, чтобы как раньше, как в колхозе было. Двор ведь в центре города, поэтому постоянно какие-то чужие машины останавливались, на центральной улице ведь припарковаться невозможно.


Про общественные движения, штрафы и менталитет

Стоит отметить, что в Рязани с непорядочностью автомобилистов пытаются бороться не только законные представители правопорядка, но и общественники. Рязанский «главный пешеход» – руководитель регионального движения «Союз пешеходов России» Григорий Кольцов – ежедневно запечатлевает для истории автомобили, припаркованные в совсем не положенных местах. Его фотоотчеты – бесконечная история мучений рязанских пешеходов. Автомобили на тротуарах, у входов в магазины, ими же заставлены пешеходные зоны, они же стоят на «зебрах». По каким тайным тропам передвигаться «безлошадным» рязанцам? Остается надеяться только на то, что подрастающее поколение научится летать. Или станет проползать под днищами автомобилей, что вероятнее.

Еще одна общественная организация, заявившая о себе в январе текущего года, – «СтопХам». Чаще всего активисты «приводят в чувство» водителей, неправильно припарковавшихся в центре города. Но выходят в рейды и на окраины. Так, на днях в районе всеми любимого Орехового озера, активисты пытались не допустить проезда частных машин в пешеходную зону. Большинство автолюбителей воспринимали вежливые просьбы «стопхамовцев» адекватно: разворачивались и уезжали за знак «Проезд запрещен». Действия активистов были обусловлены тем фактом, что в выходной день пешеходная зона была заполнена отдыхающими рязанцами: кто-то с семьей шел искупаться, кто-то просто прогуливался с детьми, кто-то катался на роликах. Но, как обычно, «стопхамовцам» повстречался такой водитель, которому никто и ничто не указ. Он попросту пошел на таран группы активистов, в конце концов провез несколько человек на капоте и, прибавив скорость, скрылся из виду. На этот раз никто из «стопхамовцев» не пострадал.

В защиту автолюбителей можно сказать лишь общеизвестное: в городе и в микрорайонах катастрофически не хватает парковок, автостоянок, парковочных «карманов». Зато машин с избытком. Городские власти пытаются упорядочить места временных парковок и «ночевок» личного автотранспорта, но пока побеждает автотранспорт.

Пешеходы, конечно, могут продолжать надеяться на массовое строительство подземных паркингов и организацию дворовых стоянок, на новую систему работы ГИБДД, при которой блюститель правопорядка сможет просто прикрепить на лобовое стекло квитанцию об уплате штрафа – и он будет оплачен. Но пока нарушителей и ловить никто не старается, и сумма штрафов настолько мала, что никто не спешит пугаться такого наказания. Если езда по тротуару карается штрафом в размере 2 тысяч рублей, то парковка на пешеходной дороге и вовсе – 1 тысячей.

Есть ли выход? Однажды автолюбитель с 40-летним стажем вождения сказал в личной беседе, что стал ездить на автомобиле только на дачу, за грибами и в гараж. На работу добирается на общественном транспорте.

– А у многих работа в трех остановках, а они – на машине! Поликлиника на следующей улице – а пешком никак! – возмутился он.

Но такие рассуждения – на уровне менталитета, из области культуры общежития, то бишь – общего бытия. А потому еще более фантастичное и недосягаемое, чем сеть удобных подземных парковок в шаговой доступности. 

Сюжет:

Платные парковки

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру