Мы же не будем его подробно пересказывать и называть издание, которое это уже сделало. Опишем только приемы, которые наши читатели должны научиться замечать в любой подобной «телепродукции».
Итак, если вы видите домик Есениных, а следующим кадром недостроенный коттедж — это не значит, что он и правда в двух метрах от него. Съемочная группа могла полдня кататься по окским просторам в поисках натуры.
Вообще, у телевизионщиков есть такой термин — «подсъем». Это картинки, которыми «закрывают» закадровый текст. Ведь именно из текста, перемежаемого словами «спикеров», и делается сюжет. Например, можно рассказывать, что родина Есенина только может быть застроена коттеджами, а в качестве подсъема использовать снятую в соседнем селе колючую проволоку со стройки. И в голову зрителя будет заложена нужная информация.
Со спикерами тоже не все так просто. Если это «нужный» человек, он будет стоять в лугах, среди цветов и птичек. Если министр культуры региона — он будет не стоять, а сидеть в кабинете. А еще все его слова будут пересказаны в противоположном смысле сразу же после выступления. Да еще с колючей проволокой.
Можно самому сказать, что местные жители обеспокоены, и просто снять сидящих жителей. Зритель поверит, что это они и сказали.
Ну и куда же без знаменитостей. Их не обязан знать никто, но у них должны быть титулы и запоминающаяся внешность. В данном случае авторы прибегли к «тяжелой артиллерии», пригласив заслуженного архитектора Гаврилова. Почему косматый зодчий принял такое участие в вопросе сохранения ландшафтов, рассказал директор Рязанского государственного музеязаповедника С.А. Есенина Борис Иогансон.
«Питерский архитектор Гаврилов, с которым по очереди отказывались работать все директора музея в последние 20 лет, пытается найти малейший повод заработать на имени Есенина, раз за разом проталкивая для застройки устаревшие и маргинальные проекты многоэтажных «царскосельских» дворцов в маленьком селе», — пишет он в «Рязанских ведомостях».
Приведем и еще одну цитату оттуда: «Хочется сказать нашим доблестным правдорубам: успокойтесь, не одни вы любите поэзию Есенина, не только вы радеете о сохранении его музеязаповедника. Есенин — наше общее достояние, наша гордость, и пусть любовь к его поэзии не омрачается распространяемой вами агрессией. Именно те, кого вы обвиняете, — сотрудники музеязаповедника, есениноведычлены Ученого совета, члены рабочей группы при губернаторе... реально думают о будущем благополучии музеязаповедника С.А. Есенина, разрабатывая и воплощая программы развития комплекса».
Добавить нечего. А захотите проверить, как вам промывают мозги, не ищите этот сюжет в Сети. Просто включите телевизор.