- Тамара Ивановна, какие направления развития малого и среднего бизнеса являются приоритетными для региона и, соответственно, могут рассчитывать на поддержку в рамках целевой программы правительства Рязанской области?
- К приоритетным направлениям деятельности, которые интересны для экономики региона, мы относим различные виды производств, строительство, сельское хозяйство, научные исследования и разработки, бытовые и социальные услуги жителям региона.
Если компания, работающая в производственной сфере, получает субсидии, мы вправе ожидать снижения стоимости выпускаемых ею товаров или оказываемых услуг и, соответственно, повышения их доступности для людей. А на предприятии появляются возможности для повышения зарплаты.
К сфере бытовых услуг относятся предприятия, работащие по заказам населения. Это парикмахерские, химчистки, ремонт обуви и сложной бытовой техники, ритуальные услуги, ремонт автотранспорта, если он осуществляется по заказам жителей.
При этом я всегда подчеркиваю, что наша программа – живой инструмент, который мы периодически корректируем, исходя из требований времени и потребностей предпринимателей.
- И какое направление поддержки пользуется в этом году наибольшим интересом рязанских предпринимателей?
- Для малого и среднего бизнеса подчас становится проблемой обновление оборудования. На предприятиях нашего региона пока очень много морально устаревшего оборудования и техники. И, естественно, крупные предприятия пользуются возможностью при покупке новой техники в лизинг компенсировать за счет программы авансовый платеж до 700 тысяч рублей.
Есть предприятия, которые выстраивают собственную программу обновления техники уже под нашу программу. И поэтапно, год за годом, заменяют свое оборудование новым (например, ООО «Эра», ООО «Рязанское мороженое»,ООО «Мороз», ООО «Элита Хлебсервис» и т.д.). Нам очень приятно, посещая эти предприятия, видеть здесь новую технику и высокопроизводительное современное оборудование.
Востребованность этого вида помощи мы особенно остро почувствоали в прошлом году, когда получить ее смог только каждый второй обратившийся к нам предприниматель. В этом году мы смогли удовлетворить все 100 процентов заявок.
Наша инициатива по оказанию помощи при покупке оборудования в лизинг была поддержана министром экономического развития и торговли региона. Благодаря этому нам удалось в этом году увеличить затраты на помощь по лизингу до 65 млн рублей (доля областного бюджета в этой сумме составляет 13 млн рублей). Для сравния: в прошлом году на этот вид помощи было выделено только 25 млн рублей.
- Вкладывая бюджетные деньги в малый бизнес, на какую отдачу для региона вы рассчитываете?
- Помогая предприятиям малого бизнеса с покупкой обрудования в лизинг, мы решаем важную задачу модернизации производства. А этот вопрос обозначен в качестве приоритета в развитии страны и президентом РФ Владимиром Путиным, и премьер-министром Дмитрием Медведевым. Мы крайне заинтересованы в том, чтобы рязанские предприятия были конкурентоспособными, и не только на внутреннем рынке.
Плюс – специальная задача по обеспечению занятости населения. Особенно остро это было в кризис 2008 года. Мы тогда выстроили цепочку, в которой были скоординированы усилия нашей программы и программы службы занятости населения. Безработные граждане, стоявшие на учете в службе занятости и получившие там субсидию, у нас имели преимущественное право получения гранта на развитие бизнеса. Таким образом, мы давали безработным «зеленый свет», финансиуря их будущий бизнес в первую очередь.
Два года назад в Рязанской области горели леса. И возникла острая потребность помочь лесной отрасли. Мы сразу включили в нашу программу мероприятия по поддержке предприятий отрасли, компенсировали им покупку транспорта и оборудования.
Еще один острый вопрос – обслуживание сельского населения в отдаленных местностях. На протяжении нескольких лет мы поддерживаем предприятия выездного обслуживания населения в тех сельских населенных пунктах, где нет стационарной торговли.
Таким образом, черед нашу программу мы решаем и социальные вопросы.
Еще одно направление, на отдачу по которому мы рассчитываем, это энергоэффективность предприятий. До тех пор, пока предприниматель не понимает, что каждая непогашенная лампочка или неутепленное окно высасывают его деньги, он не начинает считать убытки от потери энергоресурсов.
- Каким должно быть предприятие, чтобы попасть в программу: это старт-апы или уже опытные игроки на рынке, имеющие хорошие финансовые показатели?
- Предприятие должно соответствовать определенным критериям. Например, зарплата на предприятии, претендующем на получение субсидии, должна быть выше среднего показателя по области. Еще один критерий, который мы рассматриваем в обязательном порядке, это рост численности работников, создание дополнительных рабочих мест. Если предприятие выпускает инновационную продукцию, оно тоже может рассчитывать на получение помощи от государства.
- А к вам можно прийти с идеей и получить субсидию на развитие бизнеса?
- Идеи мы тоже поддерживаем. Допустим, приходит к нам предприниматель. У него есть хорошая идея, но он не знает, как ее реализовать, у него нет денег и он не знает, куда со своей идеей обратиться.
У нас же существует целая инфраструктура поддержки предпринимателей, центры поддержки работают в каждом муниципальном образовании. Наши специалисты помогут на всех этапах становления нового бизнеса, начиная от составления бизнес-проекта.
Тем более мы стараемся организовать работу таким образом, чтобы максимально упростить организационный процесс предпринимателям. К нам в Рязань даже ездить необязательно: все документы им оформят по месту жительства. У нас есть несколько центров, которые выстроили работу именно таким обазом: в Ухоловском, Рыбновском, Касимовском, Клепиковском районах, в Скопине.
- Насколько легко получить бюджетную субсидию? Существует ли здесь конкуренция среди предпринимателей?
- Да, понятие конкуренции здесь существует. И зависит оно от самих предприятий. Приведу в пример ту же покупку оборудования в лизинг. В прошлом году субсидии по лизингу получил каждый второй обратившийся за помощью предприниматель. А в этом году – все, кто обратился. И еще остались средства для проведения следующего конкурса. На текущий момент, когда еще программа не закончилась, у нас уже 680 заявителей, получивших поддержку. В прошлом году по результатам всего года таких было 720. У нас осталась еще треть денег, которыми могут воспользоваться предприниматели.
Я считаю, это хороший показатель не только роста предпринимательской активности в регионе, но и востребованности программы. Очень обидно бывает отклонять заявку предпринимателя из-за какой-то копеечной задолженности или неправильно оформленных документов.
- Какие перспективы развития малого и среднего предпринимательства в регионе просматриваются благодаря действию программы?
- Самый главный итог для нас – это создание благоприятных социально-экономических условий для развития бизнеса, роста числа предприятий малого и среднего предпринимательства по всем направлениям экономики. В среднем ежегодно их количество увеличивается на 10-12%. Интенсивно идет процесс создания ИП.
Мы начинали программу в 2006 году, когда темпы роста экономики были высокими. Но даже в кризисный период удалось удержать рынок малого и среднего бизнеса от резкого падения: в то время упали все показатели, кроме малого бизнеса. Программа реально помогла выжить многим нашим предпринимателям.
Кстати сказать, когда программа только начиналась, нам приходилось обзванивать все предприятия и объяснять, что же это за программа такая. Сейчас ситуация другая. После того, как предприниматели поверили в ее работоспособность, у нас нет отбоя от желающих поучаствовать в программе.
Тем не менее, мы продолжаем рассказывать о программе поддержки предприятий малого и среднего предпринимательства, выпускаем информационные буклеты, тесно контактируем с общественными объединениями предпринимателей в нашем регионе. И никому не отказываем в консультациях.
Мы работаем таким образом, чтобы максимально привлечь деньги федерального бюджета. Будем стараться расширять поддержку инновационного бизнеса, продвигать предприятия, которые занимаются наукой и внедряют свои разработки в производство. Будем поддерживать все новое, что появится в малом бизнесе.