Торвальд, Акунин и Конан Дойл
Дмитрий признается, что профессия следователя увлекала его с раннего детства.
В семье до него как минимум три поколения мужчин носили погоны, однако о карьере военного он тогда не думал. Мать в то время была учителем, отец занимался научной работой в Радиотехническом институте, родственников в правоохранительных органах не было. Тем не менее, интерес к этой службе начался именно с криминалистики. Как и все мальчишки, будущий следователь зачитывался книгами Конан Дойла, Адамова, братьев Вайнеров, позже - Акунина. Книги не давали конкретного представления о работе следователя, только общее понимание в романтической дымке. Однажды ему на глаза попалась книга Юргена Торвальда «Век криминалистики», после прочтения которой он всерьез задумался над тем, чтобы связать свою жизнь со работой следователя. Потом судьба свела его с будущим наставником, который работал в прокуратуре. Рассказы настоящего следователя помогли окончательно определиться с выбором профессии.
Из детской мечты в реальность
В 1993 году Дмитрий Крютченко поступил в Рязанскую школу МВД России, где в рамках обучения юриспруденции получил специализацию оперативника службы по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями. Однако после окончания ВУЗа в 1997-м году по распределению пришел работать следователем в Советский РОВД г.Рязани. Первоначально молодому сотруднику доставались уголовны6е дела о карманных и квартирных кражах, грабежах, разбоях, наркопреступлениях. Набравшись опыта, Дмитрий Олегович попробовал себя в расследовании подделок документов, мошенничеств и иных экономических махинаций.
Борьба с организованной преступностью и коррупцией
В 1999 году Дмитрий Крютченко был откомандирован в следственно-оперативную бригаду при отделе по расследованию особо важных дел Рязанской областной прокуратуры. Следующие несколько лет он расследовал деятельность бандитских группировок, действовавших в Рязанской области в «лихие 90-е». При его участии были направлены в суд несколько уголовных дел в отношении членов так называемой «Дороховской ОПГ».
Позже Дмитрий Крютченко, уже в должности сотрудника областной прокуратуры, вернулся к своей институтской специализации – занимался расследованием экономических и коррупционных преступлений. На его счету - несколько скандальных уголовных дел, в том числе о хищении средств дольщиков строительной фирмы, о взятках, полученных известными должностными лицами Рязанской области.
В 2007 году образован Следственный комитет Российской Федерации. Крютченко перешел в новое ведомство в должности следователя по особо важным делам Московского межрайонного следственного отдела Рязани. Там он продолжил заниматься расследованием экономических и коррупционных преступлений, но довелось расследовать и убийства. Наш собеседник признается, что тогда для него это был абсолютно новый опыт, так как ранее он имел дело, в основном, с «беловоротничковой» преступностью, либо с убийствами, совершенными давно, в прошлые годы.
В 2014 году Крютченко пришел на работу в отдел криминалистики Следственного управления Следственного комитета по Рязанской области, где трудится до сих пор.
«С чего я в школьные годы начинал – с интереса к криминалистике, к тому я через много лет и вернулся», - с улыбкой отмечает собеседник и добавляет, что, в принципе, он отчасти пошел по стопам обоих родителей и наставника. «Я не только расследую преступления, но и занимаюсь техническими научными изысканиями, а также преподаю начинающим следователям азы профессии».
Расследовать не только по закону, но и по науке
— Дмитрий Олегович, в чем специфика работы следователя-криминалиста и отличие его деятельности от коллег в ведомстве?
— Работа следователя-криминалиста всегда на грани сопряжения сразу нескольких гуманитарных, юридических и технических специальностей. Изначально наша профессия называлась службой прокуроров-криминалистов. Она была создана через 9 лет после окончания Великой Отечественной войны, 19 октября 1964 года. И, как я понимаю, целью создания такой службы было научиться раскрывать и расследовать преступления не только по закону, но и по науке. Если возвращаться к литературным персонажам далекого прошлого: Шерлоку Холмсу, Эрасту Фандорину, - то даже у них были, как минимум, фонарик, лупа, что-то для выявления следов крови, инструменты для изъятия следов рук, знания о судебной медицине. Сейчас расследование преступлений представляет собой несравнимо более сложный процесс - не только юридический, но и технологический. Часто бывает необходимым оперативно привлечь к работе на месте происшествия экспертов сразу нескольких специализаций, что не всегда возможно. И тогда приглашают нас – следователей-криминалистов. Все сотрудники нашей службы своего рода универсалы. Мы наделены полномочиями следователя, иногда по указанию руководства самостоятельно проводим расследование. Но в то же время обладаем знаниями, навыками, необходимым инструментарием для того, чтобы выявить, зафиксировать, изъять и предварительно исследовать следы преступления всех категорий, начиная от запаха преступника, следов рук, обуви, орудий взлома, до генетического материала и электронных следов. Кроме того, большое место в нашей деятельности занимает аналитическая работа. Занимаемся мы и профессиональной подготовкой кадров.
Юрист, техник и биолог
— Как проходит отбор в отдел криминалистики?
На службу к нам принимают опытных следователей, со стажем, солидным опытом и знаниями. Но важны также личная предрасположенность и способность к долгой, кропотливой и аналитической работе, к операциям с криминалистической техникой, профессиональное любопытство к теории и практике следообразования. Это разноплановая специальность на стыке многих профессий: юриста, биолога, инженера-радиотехника, судебного врача... Наша обязанность – владеть знаниями, а также достаточными практическим навыками работы в каждом из этих направлений. На сегодняшний день можно говорить, что наш коллектив способен творить «научно обоснованные чудеса» в расследовании преступлений.
По следам преступника
— Какие технические средства помогают раскрывать преступления?
— Криминалистическая наука и практика постоянно развиваются. Причем за последние 10 лет появилось немало новых отечественных технических средств, не уступающих по своим свойствам зарубежным аналогам. На данный момент в нашем распоряжении есть целый арсенал методов работы со следами преступлений. Например, дактилоскопия существует давно, но выявление следов рук уже не ограничивается работой с порошками и кистями. Часто мы применяем цианакриалат, входящий в состав обычного секундного клея, или нингидрин, другую химию. Это позволяет обнаружить следы рук, которые невозможно выявить прежними методами.
Генетика – одно из самых востребованных сейчас направлений в криминалистике. Для выявления биологических следов мы достаточно успешно применяем производные люминола, а также особые источники криминалистического света, работающие в разных диапазонах электромагнитного спектра. Можем выявлять внешне незаметные следы биологического происхождения, например, крови.
В моей практике было много случаев, когда точечные, невидимые в обычных условиях следы крови удавалось найти даже на тщательно вымытых поверхностях.
О методах нашей работы можно рассказывать бесконечно, но там слишком много технических терминов. Главное в нашей работе - не только найти следы, но по их совокупности, количеству, местам локализации, размеру, направлению, форме – восстановить картину преступления.
В числе наиболее перспективных направлений в современной криминалистике Дмитрий Крютченко назвал исследование электронных, или, как их еще называют, виртуальных следов преступления.
— В современном обществе мы сталкиваемся с большим количеством носителей информации. Телефоны, персональные, планшетные компьютеры и ноутбуки, спутниковые навигаторы, «умные часы», банковские, транспортные и даже дисконтные карты – каждое наше взаимодействие с этими устройствами оставляет свой виртуальный опечаток.
Я думаю, что развитие электроники, отслеживающей нашу жизнь, – это разумная плата за комфорт, который оно нам дает. С точки зрения криминалистики эти виртуальные следы имеют огромное значение в раскрытии преступлений, в том числе и связанных с исчезновением людей.
Отдельно стоит отметить роль камер видеонаблюдения. Правильным комплексным подходом к исследованию записей можно добиться очень непредсказуемых результатов в расследовании преступлений…
В 2021 году к профессиональному празднику Дмитрий Крютченко был награжден медалью «Ветеран следственных органов».
P.S. В ближайшее время мы опубликуем вторую часть интервью с Дмитрием Крютченко, в которой он расскажет, как камеры видеонаблюдения помогли в раскрытии громких убийств в Рязани.