Вместо сессии «Танки, пехота, огонь, артиллерия»
Михаил Юрьевич ушёл в армию с первого курса ВУЗа. Служба пришлась на 1995-1997 годы, проходила в городе Коврове Владимирской области в артиллерийских войсках. Там располагался общевойсковой учебный центр: два танковых полка, два мотострелковых и один артиллерийский.
— В армии мне очень запомнился один эпизод. Есть такая традиция - проводить вечернюю поверку: устраивать перекличку солдат перед отбоем. И вот однажды я был дежурным по батарее, а это почти сто человек. Задача солдат громко и чётко откликаться на свою фамилию. Когда кто-то невнятно отвечает, перекличка начинается заново. И вот я почти всех назвал, и в конце кто-то что-то тихо-тихо прошептал. Я начал поверку по новой. На второй раз трое вообще не отозвались. Выяснилось, что эти трое подговорили своих сослуживцев, чтобы те «отметились» за них, а сами самовольно покинули расположение части. Была объявлена тревога, организованы поиски. Беглецов вскоре задержали. Выяснилось, что ночью они успели совершить разбойное нападение. Всех троих ждала тюрьма. Вот такая история из жизни в армии отложилась в моей памяти: армейская традиция помогла поймать преступников.
Юрист, председатель ТИК и следователь СК при прокуратуре
После армии Михаил Юрьевич поступил в Сасовский техникум на юридический факультет. Интерес к будущей профессии вызвали преподаватели из числа бывших сотрудников полиции и прокуратуры. Затем была учёба в филиале Московской академии экономики и права, работа юристом в автоколонне. На протяжении шести лет будущий следователь занимал пост председателя Территориальной избирательной комиссии.
— В 2007 году от товарища, работающего в уголовном розыске, узнал о создании Следственного комитета при прокуратуре РФ. Прошёл собеседование и поступил на службу.
Интересные дела и творческий подход
Михаил Шувариков признается, что в работе следователя очень важен творческий подход. Каждое преступление индивидуально, и раскрытие «по шаблону» тут неуместно. Опытный следователь вспомнил несколько интересных дел из своей практики.
Славик из Кустарёвки
9 мая 2008 года. В городе проходил парад, люди отмечали День Победы. Во дворе рядом с центральной площадью находят труп мужчины с окровавленным лицом. В кармане убитого - клочок бумаги, на котором написано «Славик из Кустарёвки» и номер телефона.
— Два месяца мы вычисляли преступника. Номер телефона оказался неверным, дозвониться по нему было невозможно. Запрос в сельскую администрацию по зарегистрированным в Кустарёвке мужчинам с именем Вячеслав тоже результатов не дал. Но нам повезло. Оказалось, что незадолго до убийства потерпевший сидел в кафе с каким-то мужчиной. Официантка вспомнила посетителей, которым давала листок бумаги, чтобы один из них записал номер телефона. Она указала, что уходили мужчины вместе. Вскоре из полиции поступила информация, что в Кустарёвке проживает ещё один Вячеслав, который официально там не зарегистрирован. Задерживали его в день рождения, День взятия Бастилии – 14 июля. Первоначально он признался в убийстве, потом пошёл в отказ, но доказательств его вины было достаточно. Преступника осудили.
Пришлось купить красную бумагу и изобразить кровь
Творческий подход сасовским следователям пришлось применить в раскрытии покушения на убийство. Дело было ясное: бывший муж угрожал жене, присылал фотографии с кладбища. Брат вступился за женщину. Мужчины решили разобраться: в итоге один ударил другого ножом в шею. Потерпевший выжил, рассказал всё, как было, но преступник оказался с фантазией — выдвигал совершенно противоположную версию, пытаясь переложить вину на самого пострадавшего.
— Нам пришлось купить красную бумагу, нарезать из неё «пятна крови» и разложить их на месте преступления для проведения ситуационной экспертизы. Нам важно было полностью воссоздать картину случившегося и сопоставить её с показаниями потерпевшего и обвиняемого. Преступление мы раскрыли, вину мужчины доказали.
Явка с повинной
Вспомнил Михаил Юрьевич и ещё одно интересное дело из своей практики. В Пензе в полицию обратился мужчина, который заявил, что убил женщину в городе Шацке Рязанской области. Звонивший указал, что труп закопал в подвале дома, где проживала жертва. Информацию передали местным правоохранителям.
— Сперва не поверили. Ну кто будет сам на себя доносить? Выехали по указанному адресу. В доме был порядок, следы борьбы отсутствовали. Хозяйка дома часто уезжала, посещала монастыри, поэтому никто и не заметил её исчезновения. В итоге мы вскрыли подпол, стали копать и нашли тело. Я у обвиняемого спросил на допросе: «А почему ты сам решил признаться в убийстве?» А он ответил: «Мне вот отец курицу готовит, я её ем, а мне кажется, что я ем мясо той женщины».
И на работе, и на отдыхе важен улов
Несмотря на серьёзную загруженность на работе, Михаил Юрьевич старается находить время на отдых. Следователь называет рыбалку состоянием души. Когда выдаётся выходной, он обязательно берёт удочку и отправляется к водоёму. Также Михаил Юрьевич увлекается охотой.