МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Рязань

Хороший следователь — это не просто юрист. Интервью с руководителем следственного отдела СК Евгением Бокановым

Евгений Боканов

15 января профессиональный праздник отмечают сотрудники Следственного комитета России. Именно это ведомство устанавливает обстоятельства тяжких преступлений и добивается наказания для убийц, насильников, а также разбирается с недобросовестными работодателями и чиновниками, которые путают общественный карман со своим собственным.

О том, как становятся хорошими следователями и какие задачи стоят перед сотрудниками ведомства «МК в Рязани» поговорил с руководителем Скопинского межрайонного следственного отдела СУ СК по Рязанской области Евгением Бокановым.

— Евгений Алексеевич, расскажите немного о себе. Почему решили стать следователем?

— Можно сказать, случайно, но в то же время по любви. Со своей будущей женой я познакомился ещё в школьные годы. Она решила поступать на юридический факультет. Я решил, что поступлю вместе с ней. Во время учёбы попал на практику в Следственный комитет. Вот с тех пор меня работа меня и затянула. Чувство справедливости у меня с детства было обострённое, а служба открывала возможности для этого. Сейчас вот дочь учится на юридическом факультете, тоже планирует связать свою жизнь с защитой прав и свобод граждан.

— В вузе учат быть следователем или это чисто практика?

— Конечно, без практики в нашей службе никуда. Мне по-настоящему повезло, как говорится, учителя хорошие были: я выезжал с опытными следователями на места происшествий, принимал участие в других следственных действиях. Надо понимать, что наша служба непростая, это не сериал, где за 40 минут с рекламной паузой раскрывают заказные убийства. Работу следователя не каждый выдерживает.

Что касается подготовки в вузе, то сейчас есть целевые программы. Например, появились ведомственные учебные заведения: Академии Следственного комитета России, но они в Москве и Санкт-Петербурге. Оттуда выходят практически готовые следователи. В регионах создаются ведомственные кадетские классы.

— Можете припомнить дела в начале карьеры, которые произвели на вас сильное впечатление?

— Да, «боевое крещение» проходил убийством. В 2012 году в Ряжске компания распивала спиртные напитки. Среди них больной туберкулёзом. В какой-то момент он взял бутылку со стола и выпил из горла. Собутыльники взбунтовались, после него они эту водку пить уже не могли. Одна женщина схватила нож и дважды ударила жертву в грудь. Когда он стал падать, она подхватила его и нанесла ещё три удара в спину.

— Получается, убила из-за бутылки водки?

— Да. И такие мотивы, увы, не редкость.

— С тех пор прошло уже более 10 лет. Как-то меняется криминальная картина или у нас по-прежнему убивают из-за бутылки водки?

— Ну тут всё взаимосвязано: время идёт, меняется общество, развивается экономика, меняется характер противоправных деяний. Ситуация стабильна, нет каких-то всплесков или падений. Согласно статистике, за последние годы количество убийств снизилось, количество экономических преступлений выросло.

— А когда предложили возглавить следственный отдел, не было желания остаться следаком?

— Как руководитель межрайонного следственного отдела я же курирую работу своих подчинённых, и, скажем так, не отстаю от работы. Изучаю уголовные дела, постоянно стараюсь получать новые знания. Да и на места происшествия выезжаю, только теперь уже не в дежурный день, а по резонансным преступлениям. Мы ориентируем опытных следователей, что с молодежью надо системно заниматься, учить, вот и я до сих пор сам учусь, потому что практика новая возникает, соответственно, новые статьи в Уголовном кодексе РФ. Право — оно ведь не стоит на месте, и мы за ним следом идем.

— В каких случаях Вы берёте дела на личный контроль? И что это значит?

— На контроль беру резонансные преступления, происшествия с несовершеннолетними, дела по фактам невыплаты зарплаты. По этим делам я даю более детальные указания следователю и тщательнее контролирую его действия.

— Евгений Алексеевич, вы упомянули дела о невыплате зарплаты. Почему данная категория преступлений находится под Вашим личным контролем?

— Здесь стоит отметить, что мы принципиально реагируем на каждый подобный факт. Следователи не только добиваются привлечения к уголовной ответственности недобросовестных руководителей, но и предпринимают исчерпывающие меры для погашения имеющейся задолженности.

В отличие от других категорий дел, здесь наш приоритет — не карательные меры для преступника, а восстановление законности и справедливости, при которых заработанные гражданином деньги будут им получены. Поэтому в случае, если директор организации добровольно погасил долги перед людьми, его могут освободить от уголовной ответственности.

— Возглавляемый Вами отдел стабильно входит в тройку лучших в Следственном управлении по Рязанской области. Расскажите о том, как вы выстраиваете работу с коллективом.

— В нашем отделе трудятся пять следователей, трое из них молодые сотрудники. Я стараюсь их направлять, подсказывать, помогать, делится опытом. С позиции руководителя я вижу интерес молодых ребят к нашей непростой, но очень важной профессии следователя, что, безусловно, радует.

Вообще, наша профессия уникальна. Хороший следак — это не просто юрист. Сотрудник СК должен иметь большой умственный багаж из разных сфер. Это и хороший психолог, и аналитик, и юрист. Но главное, это честный и справедливый офицер. Вот такими я учу быть своих сотрудников.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах