Экзаменационный цейтнот

«Экзаменов страшится любой, будь он семи пядей во лбу, ведь на экзамене самый глупый может спросить больше, чем самый умный может ответить»

В XIX веке английский писатель и священник Чарлз Калеб Колтон, произнося заветный афоризм, и представить себе не мог: пройдет каких-то два столетия, и страшиться будет, по большому счету, нечего. Современный школьник – это продукт своей эпохи. Распространенное суждение: «экзамен – это всегда стресс» через пару-тройку лет, поверьте, потеряет свою актуальность окончательно. Со времен введения в систему образования ЕГЭ период аттестации – словно формальность... Мы начинаем цикл статей о детстве и юности. О школьниках и студентах, о проблемах, с которыми им ежедневно приходится сталкиваться, о норме и отклонении – актуальные вопросы в обозрении тех, кто компетентен давать ответы. Часть первая… Средняя школа – о том, что же такое период школьных экзаменов в новейшей истории…

«Экзаменов страшится любой, будь он семи пядей во лбу, ведь на экзамене самый глупый может спросить больше, чем самый умный может ответить»

Часть I. Средняя школа

Глава 1. «Изощрение»
 
Общественные волнения начались в апреле текущего года, сразу после публикации в «Российской газете» текста приказа № 86 главы министерства образования России Андрея Фурсенко. Согласно документу, часть выпускников школы попросту лишалась возможности пополнить студенческие ряды).
 
Говоря простым языком, с 1 мая, буквально накануне поступления, абитуриентов ошарашили фактом: сдавать придется совсем не те экзамены, которые ранее были заявлены администрацией учебных заведений. А значит, времени на подготовку к государственной аттестации может просто не хватить. На различных форумах одна за другой стали появляться истории школьников о том, как весь год шла целенаправленная подготовка к одним предметам, а ситуация внезапно поменяла курс. Между тем, всему виной стала бумажная волокита. Ведь список изменений министром был подписан еще 24 января. Мера эта связана с переходом на новую систему высшего образования, когда единое пятилетнее обучение заменилось с 1 января 2011 года на раздельные бакалавриат и магистратуру.
 
Как следствие – новые специальности в вузах и новые требования к поступлению. Прежде чем увидеть свет, документ долгое время пролежал в Министерстве юстиции, а затем стоял в очереди на опубликование в «Российской газете» и правительственных бюллетенях. Одним словом, спохватились в последний момент. Дотянули, что называется…
У горе-министра, по сути, было два пути решения спорного вопроса – либо настоять на своем и довести приказ до исполнения – и тогда восстания школьников и студентов избежать удалось бы едва ли, – либо отменить постановление до лучших времен.

А.Фурсенко

Победило благоразумие. Проект другого приказа появился спустя некоторое время после того, как вся страна встала на дыбы. Он-то и вернул ситуацию в прежнее русло. Впрочем, специалисты полагают: реформу не отменят, а лишь отложат до будущего года. В 2012 абитуриентов ждут новые экзамены по новым правилам…
 
Между тем, 16 мая текущего года президент страны Дмитрий Медведев призвал правительство быть ответственнее в выполнении нормативной работы. В особенности это касается вопросов образования, среди которых и внесение изменений в список вступительных экзаменов в вузы.
 
Глава 2. «ЕГЭ и другие радости…»
 
Все хорошо, что хорошо кончается. Подготовка к вступительным испытаниям в высшие учебные заведения пошла своим ходом. В этом году для выпускников общеобразовательных учреждений предоставляется возможность сдавать следующие предметы: русский язык, математику, физику, химию, биологию, историю, обществознание, географию, литературу, английский, французский, немецкий и испанский языки, информатику и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Основные сроки сдачи выпадают на май-июнь. Как обычно, существует и возможность досрочной сдачи госэкзамена. Единое для всех расписание ЕГЭ ежегодно устанавливается приказом Рособрнадзора. Более подробную информацию любой желающий может узнать на официальном информационном портале единого государственного экзамена.
 
Излишне напоминать – когда-то введение в образовательный процесс системы ЕГЭ представлялось законотворцам панацеей от коррупции. Мало кто в период эксперимента обращал внимание на реальные протесты со стороны недовольных формой итоговой аттестации, мол, тест неприемлем для детей, в особенности детей нынешней формации. Когда интернет и телевидение напрочь отбивают у ребенка охоту к чтению, а соответственно, ни о каком умении грамотно говорить речи быть не может. Есть недовольные и в наши дни. Однако не следует забывать, ЕГЭ – это инструмент проверки знаний, и уж никак не средство обучения. Главная задача – борьба с коррупцией – худо-бедно взята под контроль…
 
Альтернативным шагом при поступлении школьника в высшее учебное заведение станет победа во Всероссийской олимпиаде. Она даст льготы, но не только. Основная цель любого ВУЗа – отыскать в общей массе детей неординарных и умеющих мыслить, что называется, не по шаблону. Творчески одаренных и проявляющих интерес к научно-исследовательской деятельности.
 
Глава 3. «Стресс – не стресс»
 
Они уже все знают наперед – эти современные школьники XXI века. И обеспокоенность взрослых в вопросе выпускных, равно как и вступительных, экзаменов – для них вещь уж совсем непонятная. Директор средней общеобразовательной школы № 72 города Рязани Елена Щепотина в конце долгой беседы добавляет: «Я и сама мать выпускника. Помню, когда приходилось мне выпускаться из школы – учила, не поднимая головы, переживала, нервничала, а мой сын – совсем другое дело – ни страха, ни волнения. Он точно знает – все будет хорошо». Все дело в современном подходе. ЕГЭ значительно упростил процедуру экзаменации. Ведь если раньше ответить экзамен было равносильно игре в рулетку, теперь все просто и понятно: есть бланки вопросов и бланки ответов, а в голове – четко отработанный алгоритм действий. Все, чего не может по каким-то причинам дать школа, с лихвой окупит десяток репетиторов, которых любой уважающий себя школьник держит в своем резерве. И все. Успех гарантирован. По большому счету, ни тебе волнения, ни лишнего времени на подготовку. А главное, абсолютно в равных условиях находятся и дети, и учителя.
 
В 72-ой школе к концу подходит еще один учебный год. Классный руководитель 11 «Б» Елена Архипова на ходу делится своими впечатлениями от класса, вернее от настроения, которое там царит:

Елена Архипова

– Нет, дети, конечно, нервничают, волнуются, но это волнение скорее равно понятию «ответственность». Дело в том, что многие мои ученики после школы будут поступать в столичные учебные заведения, а потому расслабиться возможности нет никакой. Знаете, уровень сознательности среди старшеклассников очень высок. Они четко понимают – образование в наши дни, тем более высшее образование необходимо, потому сами стремятся к лучшему результату.
 
Их стремление, подгоняемое родительским беспокойством, вкупе дает неплохой результат. Филипп, Дмитрий, Борис и Екатерина через пару месяцев покинут родные пенаты. В голове четкая цель и мечта стать специалистом в той области, которую выбрали. Последние два года стали для ребят напряженным периодом подготовки. Накануне ответственного шага во взрослую жизнь их взгляд спокоен и тверд.

Выпускники школы №72

Филипп совершенно по-взрослому рассуждает о будущих перспективах:
 
– Самое сложное, – считает он, – найти в себе силы для непростого шага в неизведанное взрослое. Волнения нет. Оно притупилось. Да и к тому же в предыдущие годы каждый из нас сдавал переводные экзамены. Вообще, чувствую, что это важный рубеж. Готовиться к нему начал с начала года. Много сил затрачено. Подготовка, считаю, хорошая. Главное – настрой. Экзамены, которые мне предстоит сдавать в школе – профилирующие – русский, математика, обществознание и история. Знаете, главное средство борьбы с волнением – воля. Впрочем, повторюсь, волнения почти нет.
 
Каждый из ребят все это время занимался с репетитором. Задаю логичный вопрос: зачем тогда нужна школа? Может быть, домашняя система индивидуального образования более эффективна? И получаю логичный и понятный ответ серьезного Бориса:
 
– Знаете, задача школы – она в другом. Важно не подготовить ученика к ЕГЭ, а дать кругозор, дать базу, которая впоследствии поможет ему.
 
В этом мальчишке юношеская взбалмошность уже практически побеждена здравостью и трезвой оценкой. Борис твердо решил связать свою жизнь с юридической стезей. Сразу после школы он уедет в Москву с тем, чтобы штурмовать ведущие вузы страны. Среди прочих юрфак МГУ и Московская государственная юридическая академия. Он один из тех, кто попал в группу абитуриентов, имеющих дополнительный бонус при поступлении. Борис – победитель Всероссийской олимпиады по праву. Она проходила на базе упомянутых учебных заведений. Борис отмечает серьезность организации проведения состязаний и высокий уровень подхода к составлению вопросов. К сожалению, в школе такому не научат.
 
Последние два года пришлось много сил отдать самообразованию. Право изучал по вузовским учебникам. В своих знаниях уверен. Не сомневается и в благополучном исходе ЕГЭ по оставшимся предметам. Надеется поступить на бюджет. Борис считает, что лучше всего накануне вступительного испытания хорошо выспаться и привести мысли в порядок – повторять и учить смысла нет – перед смертью, как известно, не надышишься.
 
– Нет, я не волнуюсь, – немного смущенно прибавляет Боря, – Родители волнуются куда больше меня. Особенно мама.
 
Стать юристом мечтает и Катя. Правда, выбор учебного заведения у девушки пал на рязанский ВУЗ. Ее цель – стать курсанткой Академии права и управления. Общеобразовательные предметы Екатерине не страшны:
 
– ЕГЭ – это плюс в какой-то мере. В ВУЗ не придется ничего досдавать специально. В академии я буду изучать уголовное право и криминалистику. У меня семья военных, так что продолжаю таким образом традицию. Меня немного тревожит сдача физкультуры. Это дополнительный экзамен – пожалуй, самое важное испытание. Волнения нет. Возможно, лишь перед самим экзаменом буду немного переживать, а так… Мы прошли такой долгий путь. Все сдадим… все хорошо будет…
 
И лишь Дмитрий, глядя на своих одноклассников признается:
 
– Небольшая нервная дрожь перед сдачей того или иного предмета. И сердце колотится, как угорелое…
 
В переводе на русский язык слово «экзамен» означает «испытание». Психологи считают, доля стресса в этот непростой момент все же присутствует. И нет никакой разницы, по большому счету, в какой форме и по каким условиям идет непростая борьба. Здесь важно, чтобы все вокруг ребенка было нацелено на положительный результат. Помощь взрослых людей в период выпускных и вступительных испытаний очень важна для любого абитуриента. В этот переломный момент ребенок постигает важную в жизни науку – умение не сдаваться в трудной ситуации. А это поважнее аттестата…
 
Людмила Викторовна Старшинова – школьный психолог. Она уверена: успешная сдача предмета во многом зависит от настроя ребенка.

Людмила Старшинова

– Думать надо позитивно! Любой человек через это проходил, и здесь задача уже взрослого объяснить: экзамен – это очередной этап жизни. И независимо от его исхода мы извлечем из ситуации урок, который поможет нам в дальнейшем. Не нужно запугивать детей, да и начинать с ребенком разговор об экзамене с частицы «не» тоже не следует. Только положительный настрой. А уж если совсем не удается справиться со страхом, ребенку просто следует вспомнить, что сложных испытаний в жизни уже было немало, и коль удавалось преодолеть их в прошлом – удастся и теперь.
 
Людмила Викторовна убеждена, что ЕГЭ во многом облегчил задачу и учителям, и ученикам. По ее словам, зачастую в ходе решения того или иного задания срабатывает чистая интуиция. Дети иногда на подсознательном уровне чувствуют правильный ответ. Но только не стоит злоупотреблять «сверхвозможностями». Ни один экзамен не будет сдан достойно без должной подготовки.
 
Усилия приложить ребенку придется самому. А взрослые в этот момент должны постараться создать благоприятные условия. В настоящее время психологи проводят работу не только с детьми. В 72-ой общеобразовательной школе активный ликбез ведется и с учителями. Тренинги и практические советы на тему грамотного подхода к методике обучения ЕГЭ, а также в вопросе достижения психологического комфорта каждого ученика. И лишь индивидуальный подход к каждому участнику экзаменационного процесса лежит в основе успеха, считает Людмила Викторовна.
 
И не стоит забывать про режим дня. Побольше спать и полноценно питаться… А четкий план поможет справиться с тревогой. В результате ребенок поймет, что выучить весь учебный материал вполне реально.
 
Глава 4. «В театральный я пойду – пусть меня научат…»
 
Женщина, что сидит напротив меня в нашем кафе в самом центре города, сегодня лишена косметики, ее тяжелые, полные шарма одежды подвластны жизни ветра, но, как, впрочем, и всегда, ее немного грустный взгляд обращен либо сквозь меня, либо вовсе мимо. Она – актриса Рязанского театра для детей и молодежи на Соборной, а в простонародье – ТЮЗа. Ее имя Зоя Пятницкая.
Зоя Пятницкая
 
Отдавшая всю свою жизнь сцене, она как никто другой знает: поступление в творческий ВУЗ, в театральный – дело особенное, не сравнимое ни с чем другим. И здесь совсем другие переживания и эмоции. И здесь совсем другие люди, совсем по-иному смотрящие и на мир и на свое место в нем. Почти двадцать лет она преподает актерское ремесло. За столь длительный срок ей удалось «слепить» не один десяток абитуриентов, четко осознавших: я стану артистом! Мы говорим с ней о том, каково это, воспитывать души людей совершенно особым образом, проникать в самую суть самих себя, познавать через профессию свои желания, эмоции, страхи, воспитывать внутренний мир, делать его гибким и податливым, уметь подчинять свое состояние своей воле и своему призыву, а это значит, и слушать, и слышать, и понимать. Она молчит некоторое время, а затем вдруг призывает не смешивать понятия: хотеть поступить могут многие, поступают же единицы…
 
– В театральных институтах конкурс сейчас примерно, по моим данным, две тысячи человек на место среди девочек, тысяча человек – среди мальчиков. Это значит, люди, которые идут в театральный, должны обладать не только желанием, но еще талантом и неординарностью, такой личностной харизмой, которая действительно ведет к победе. Поэтому, если я беру людей и готовлю их к поступлению, я делаю это очень избирательно. И если у меня из тысячи человек есть один, которого я готовлю, то я должна иметь девяносто процентов уверенности, что он поступит. Человек должен быть внутренне интересен. Он должен быть личностью. А из толпы личности достаточно редко вырисовываются. Это очень важные качества в ребенке, особенно если он избирает актерское поприще. Яркая личность – это, безусловно, интеллект, эмоциональная подвижность, умение использовать себя как инструмент, ведь с одной стороны мы, актеры, играем человека, с другой стороны, мы адекватные люди, и мы знаем, что это всего-навсего игра. Потому, наряду с подвижностью, психика должна быть и устойчивой тоже. Важно уметь мобильно переключать свой психофизический аппарат на «я здесь, в реальном мире» и «я там – в предлагаемых обстоятельствах».
 
К сожалению, конкурс – это жестокая вещь. Актриса замолкает еще на мгновение, что-то прикидывает в уме… и после прибавляет:
 
– Не все люди это выдерживают. Зачастую одаренных людей выбрасывает за борт… надо быть готовым ко всему. Понимать, что это – ступень, этап, который в дальнейшем даст силы, опыт… А для помощи в преодолении волнения очень важен взрослый человек, который будет рядом с абитуриентом, нужны родители любящие, нужны педагоги, которые грамотно объяснят: свет клином на этом не сошелся. Вся жизнь впереди. Возможность поступить еще представится. Театральный институт – это совершенно иной мир, нежели обычный вуз. Здесь мы исследуем людей, их внутренний мир, мы натягиваем разные маски, но эти маски мы берем в реальной жизни.
 
Ольга Старостенко – ученица Зои Викторовны. Они познакомились несколько месяцев назад, когда девочка пришла на занятия в студию, которой руководит актриса. Опытный глаз педагога сумел разглядеть в этой озорной девчонке неподдельный интерес к жизни, нескончаемое любопытство и бесстрашие. Ольга в искусстве с пяти лет. Она неплохо двигается, прекрасно поет и до озноба мечтает лишь об одном – поступить в школу-студию МХТ. Ей всего 17… и пока многое еще не удается. Но богатство внутренней природы неоспоримо. Предстоят долгие годы обучения, прежде чем девочка научится управлять ею. А пока она абитуриент одного из ведущих вузов страны.

Ольга Старостенко

Недавно ей удалось покорить строгое жюри и пройти во второй тур:

– Стресс у меня был огромный! – взахлеб начинает она. – Нас выбрали из 440 человек. А всего поступать явилось две тысячи таких же, как и я, девчонок и мальчишек. Мне всю душу там измотали! Я начинала чтение басен, стихов – меня останавливали на полуслове в самом начале, и в какой-то момент я вдруг подумала – наверное, все, с мечтой поступить придется попрощаться. Но меня позвали на второй тур. В комиссии сидел известный актер – Александр Мохов. Так вот он показался мне таким тираном. Но я прониклась его словами.

Он указал мне на мои ошибки, и я очень его полюбила за искреннюю оценку моего выступления. Впереди самое сложное. Мне придется жить в Москве какое-то время, пока будет идти второй и последующие отборочные туры. Нас из почти ста человек, которых отобрали после первого тура, оставят лишь двадцать четыре – курс. Мне придется показывать этюды, читать басню, прозу, стихотворение, достойно выдержать вокальный и танцевальный конкурсы. А напоследок еще и продемонстрировать свою осведомленность в русском языке и литературе. Но до этого пока еще далеко…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру