Транспортные проблемы Рязани

Часть 2: Бассейны и трубы или … прогуляемся по Невскому

В предыдущей статье были описаны проблемы общественного транспорта, и дана их краткая оценка. Однако проблемы общественного транспорта являются частью более общей проблемы всей транспортной инфраструктуры Рязани. И одного диагноза здесь недостаточно. Нужно предложить конкретные методы их лечения. Какими же они могут быть в применении  к Рязани?

Часть 2: Бассейны и трубы или … прогуляемся по Невскому

Считается, что одним из самых проблемных мест Рязани является Московское шоссе. Существуют планы по расширению дорожного полотна шоссе, в т.ч. в районе путепровода (Первомайский проспект – Вокзальная). Однако уже сейчас днем на Первомайском проспекте больше машин, чем на Московском шоссе. И самое время вспомнить известную задачу про бассейн и трубы. Итак, у нас есть труба – Московское шоссе, и мелководный бассейн – Первомайский проспект. Что у нас получится, если мы расширим трубу? К гадалке ходить не надо. Поэтому на взгляд специалистов, проблему Московского шоссе (не прекращаю работ по нему) надо начинать решать с площади Ленина, разгоняя транспортный поток от центра к периферии в обе стороны (к Московскому шоссе и к площади Театральной), а не наоборот. Иначе мы добьемся того, что транспорт окончательно затопит центр города – а здесь светофоры, нерегулируемые пешеходные переходы, многочисленные примыкания, припаркованные в нарушение всех правил машины по обеим сторонам проспекта, нерациональное размещение остановок общественного транспорта, провоцирующее граждан перебегать дорогу под носом у несущихся машин (известно – человек переходит дорогу там, где вышел из автобуса, поэтому остановки и стремятся по возможности переносить поближе к светофорам) и т.д. и т.п.

А возможно ли центральную улицу города освободить хотя бы от части этих проблем?  «А вы поезжайте на Крещатик...» говорил в похожем случае Паниковский. Но можно найти пример и поближе – Невский проспект в Санкт-Петербурге: полностью освобожден от парковок и снабжен выделенными полосами для движения общественного транспорта на всем своем протяжении. При этом его параметры схожи с параметрами Первомайского проспекта (длина, ширина, количество полос для движения транспорта), а жители и туристы прибывают на Невский в общественном транспорте (загруженном пассажирами до предела, не пример муниципальному транспорту Рязани), при чем их там гораздо больше, чем на Первомайском проспекте. Получается, что это (освобождение центральной улицы города от парковок, и в какой-то мере от потока легковых машин)  возможно даже в более сложных условиях. Правда троллейбусы и автобусы на Невском классом повыше будут, чем рязанские..., и похоже проблема парковок в Санкт-Петербурге  решена (по крайней мере в районе Невского проспекта).

Однако Первомайский проспект тоже куда-то впадает – например, в улицу Соборную, где на протяжении нескольких сотен метров (от площади Ленина до ул. Ленина)  сформировалась устойчивая несанкционированная парковка, при том, что значительная часть владельцев припаркованных машин являются посетителями соседних торговых центров, где есть... своя бесплатная (и пустующая) парковка! Расчеты показывает – 50 неправильно припаркованных автомобилей мешают проезду 1200 машин в сутки на этом участке улицы. Как же тут не будет пробки – причем идущей в обе стороны от площади Ленина! И как тут  не вспомнить обещание решить рязанские транспортные проблемы московскими методами – хорошо бы увидеть их действие воочию на примере этого участка улицы Соборной!

Представляется, что проблема движения по Первомайскому проспекту в связи с этим является ключевой проблемой для движения всего транспорта в городе, в т.ч. общественного и что решать ее нужно комплексно: убирая нерегулируемые пешеходные переходы (работу эту надо продолжить), запрещая всю парковку (хотя бы с 6 утра до 19 вечера),  устанавливая ограждения, менять регулирование работы светофоров и т.д. и т.п.

В Рязани есть и другие примеры про бассейн и трубы, например, реконструкция путепровода на ул. Есенина  мало что даст без расширения улицы Спортивной, куда упирается этот путепровод, – и каждый может привести свои примеры.

Или затронем проблему связности транспортных районов Рязани – прокладка напрямую дороги между ул. Братиславской и ул. Телевизионной (пос. Шлаковый) свяжет оба района помимо перегруженной улицы Спортивной (переходящей в улицу Халтурина). Есть и другие многочисленные примеры возможностей улучшения транспортной ситуации в Рязани, в т.ч. с минимальными затратами.

Специалисты ПФП «Квантэкс» предложили целый ряд таких решений, которые были оформлены в виде Перечня мероприятий по борьбе с транспортными проблемами Рязани в ключевых местах

 

Ключевые места транспортной инфраструктуры Рязани
Наименование Описание проблемы
1 Перекресток Есенина-Халтурина, от ул.Есенина (моста) до ЦСК по ул.Спортивная Затрудненное движение на перекрестке
Затрудненное движение от ЦСК до моста по ул.Спортивная
2 Перекресток Первомайский проспект-Вокзальная, Московское шоссе-Михайловское шоссе, светофор у Барса по ул.Московской.

Затор в обе стороны по Первомайскому проспекту, затрудненное движение под мостом

Затор по Московскому шоссе при движении со стороны Москвы в город

3 Северная окружная дорога Заторы при движении в город к ул.Солнечной и к ул.Интернациональной
4 Ул.Грибоедова при движении к ул.Есенина Затрудненное движение
5 Пл.Театральная Заторы при движении к центру города по ул.Циолковского и Есенина
6 Перекресток ул.Циолковского – Проезд Яблочкова Затор у перекрестка со стороны проезда Яблочкова
7 Перекресток ул.Дзержинского и Гагарина Затор на перекрестке при движении по ул.Гагарина в сторону центра
8 Первомайский пр-т – ул.Соборная Основная транспортная магистраль центральной части города, затруднения движения в часы пик
9 Железнодорожный переезд у перекрестка Куйбышевское шоссе – Рязанская улица Затор у переезда

 

Данная работа была выполнена по заказу администрации г. Рязани. Расчеты показывают, что реализация ряда мероприятий, приведенных в этом Перечне, уменьшит время проезда по центру Рязани на 30%  (по городу в целом на 20%) и увеличит пропускную способность улично-дорожной сети центра Рязани на 22%. При этом минимальный набор мероприятий оценивается в 100-110 млн. руб., вместе с расширением улицы Спортивной до 4-х полос – до 240 млн. руб., на расширение улицы Грибоедова нужно добавить еще 130 млн. руб., на расширение ул. Есенина 200 млн. руб. (и более), все цифры ориентировочные.

Таким образом, расширив «трубы», можно добиться существенного улучшения всей транспортной ситуации в целом – а значит и ситуации с общественным транспортом.

Но в этом Перечне представлены локальные, тактические решения. Они должны дополняться стратегическими решениями (вернее органично входить в их состав). Перечень таких мероприятий  также составлен специалистами  ПФП «Квантэкс» совместно со своими партнерами. Но порядок цифр здесь другой, требующий существенного финансирования и применения в ряде случаев механизма государственно-частного партнерства (ГЧП).

Эти два примера (тактические, локальные решения и стратегические, масштабные) показывают, что на самом деле можно выработать ряд осмысленных решений (подкрепленных расчетами и моделированием), существенно улучшающих транспортную ситуацию в Рязани.

Существует уверенность, что рязанцы поддержат стремление руководства города и региона определить наиболее острые проблемы транспортной инфраструктуры Рязани и наметить пути их решения, в том числе путем финансирования.

 

Таким образом, тема совершенствования общественного транспорта на самом деле является лишь частью более общего плана коренного улучшения транспортной инфраструктуры города Рязани.

Продолжение следует…