Оснований нет. Документы пока не подтверждают связь дома Циолковского с ним самим

Имеющиеся документы не подтверждают связь «дома Циолковского» с  именем основоположника современной космонавтики

Оснований нет. Документы пока не подтверждают связь дома Циолковского с ним самим

Благодаря некоторым «энтузиастам» дом №40 по ул. Вознесенской г. Рязани стал известен всей стране. По мнению, представленному общественности активисткой оппозиционной партии «ПАРНАС» Ириной Кусовой, именно в нем прошли детские годы Константина Циолковского. И поэтому здание достойно избавления от участи быть снесенным в рамках выполнения программы расселения аварийного жилья.

Если не вдаваться в подробности, то налицо сугубо благие намерения. Которыми, как известно, выстлана дорога в ад. Изучение деталей приводит к однозначному выводу: PR-сюжет о «доме Циолковского» представляет собой сугубо политическую акцию, что характеризует ее организаторов с исчерпывающей полнотой.

Операция была спланирована по известному «есенинскому» шаблону, а он до примитивности прост. Берется всенародно известное имя. Властям приписываются намерения подвергнуть его космического масштаба поруганию: застроить коттеджами родину великого  русского поэта или снести дом, в котором прошло детство знаменитого ученого-самоучки. Общественность  приходит в нервическое возбуждение, начинает писать петиции, что дает повод некоторым политологам понизить рейтинг  Рязанской области.

Можно ли подтвердить эту точку зрения конкретными примерами? Конечно! Этим мы сейчас и займемся.

30 ноября вице-губернатор Сергей Филимонов провел заседание комиссии по вопросам сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия Рязанской области. Участвовали начальник государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области Олег Василькин, начальник главного архивного управления региона Александра Перехватова, начальник главного управления архитектуры и градостроительства Рязанской области Вячеслав Макаров, член Общественной палаты РФ Ольга Воронова, представители администрации города Рязани, учреждений культуры, экспертного сообщества и общественности. В ходе диалога обнажились весьма выпуклые «мелочи».

Оказалось, что памятная табличка, провозглашающая связь дома №40 по ул. Вознесенской с именем Константина Циолковского, 6 ноября установлена «общественниками» самовольно; здание находится в программе расселения аварийного жилья с 2012 года, но до недавнего времени никаких заявлений о необходимости его включения в перечень выявленных объектов культурного наследия получено не было; документы, устанавливающие дату постройки дома, в архиве не найдены. Но главное все-таки не в этом.

Основания утверждать, что Константин Циолковский жил в доме №40 по ул. Вознесенской, пока отсутствуют.

По словам начальника главного архивного управления области Александры Перехватовой, можно доказательно говорить лишь о том, что в журнале прихода денежных сумм Рязанской квартирной комиссии существует запись о выплате Э. Циолковским недоимки по квартплате за половину 1865 года и за весь 1865 год. Согласно этой записи уплата вносилась сразу за две квартиры, расположенные в разных домах усадьбы Александра Колемина, которая в середине XIX века находилась у перекрестка улиц Вознесенской и Абрамовской (ныне Салтыкова-Щедрина). «На сегодняшний день, исходя из первичных исследований, мы не можем утверждать, в каком из домов усадьбы Колемина проживала семья Циолковских в середине XIX века. Это нам пока не удалось установить. Мы будем продолжать работу, расширим зону поиска. Посмотрим еще воспоминания других экспертов, которые работали по этой тематике, возможно, найдем дополнительную информацию», – сообщила Александра Перехватова.

Может быть, искомые документы есть у авторов версии о том, что семья Циолковских проживала именно в доме №40 по улице Вознесенской? Нет. Они оперируют все той же записью в журнале прихода денежных сумм и бездоказательно отождествляют фигурирующий в ней дом №161 с нынешним домом №40. При этом «общественники» почему-то не обращают внимание на то, что номер «161» может быть прочитан и как «162»

Странности сразу перестают быть таковыми, если принять во внимание предположение о политическом заказе, полученном организаторами этой провокации. Принято считать, что из нескольких гипотез наиболее близка к истине та, которая отличается наименьшими внутренними противоречиями. В данном предположении таких противоречий вообще нет, ибо те же граждане теми же прискорбными методами распространяли недостоверную информацию о «массовой застройке» родины Сергея Есенина, села Константиново.

А что же власть? Она занята не интригами, а делом. Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Рязанской области работает над тем, чтобы подтвердить или опровергнуть факт проживания Константина Циолковского в доме №40 по ул. Вознесенской. «На основании критерия связи объекта с исторической личностью научно-методический совет будет принимать решение. Поэтому мы должны быть уверены, что именно в этом доме по этому адресу, а не в соседних домах или на земельном участке, на котором в данный момент расположен дом, проживал Константин Циолковский», – сообщил глава инспекции Олег Василькин.  

«Мы не ставим перед собой цель снести этот дом. В наших планах разобраться в этом вопросе и принять решение с учетом мнения экспертного сообщества и в соответствии с законодательством», – подчеркнул вице-губернатор Сергей Филимонов.

Кстати!

Люди, бездоказательно «поселившие» Циолковского в доме №40 по ул. Вознесенской, оказались вынужденными снизить накал своих выступлений:

«О том, что он [Циолковский. – И.У.] жил в доме Колеминых на Вознесенской, было известно еще по его автобиографии, то есть он это указывал, в нескольких местах этот дом Колеминых у него проходил. Но загвоздка была в том, что не знали, где этот дом находился. И только в 2013 году, когда начали реализовывать программу сноса ветхого жилья, вот тогда архивисты, конкретно Д.Ю. Филиппов, раскопал, что дом находился на том самом месте, где сегодня стоит этот дом по Вознесенской, 40», – заявила 9 телеканалу активистка оппозиционной партии «ПАРНАС» Ирина Кусова.

Ключевая фраза: «на том же самом месте». Предположу: пройдет некоторое время, и они скажут: «А мы и не утверждали, что это тот самый дом! Это журналисты всё придумали!»

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру