На привычке рязанцев лузгать семечки строится "очень мелкий бизнес"

Привычки не меняются: как и много лет назад, рязанцы повсеместно грызут семечки

Привычки не меняются: как и много лет назад, рязанцы повсеместно грызут семечки

Что представляется в первую очередь, если говорить о национальном продукте России? Конечно, одними из первых придут в голову мысли о квашеной капусте, соленых огурцах, может быть, о щах, кашах… Безусловно, каждый продукт из этого перечня можно назвать русской национальной едой. Но есть среди отечественного разнообразия очень скромный продукт, о котором вряд ли кто-то вспомнит, но который по праву можно назвать символом России - семечки.

Национальный продукт

Конечно, в других странах семена подсолнечника тоже весьма охотно употребляют в пищу. Но именно «употребляют». Это совсем другое. Не тот колорит. Вспомните Задорнова, который говорил об американцах, которые семечки едят очищенными. В России все иначе. У нас семечки едят ради процесса. И во Владивостоке, так плотно контактирующем с прогрессивной Японией, и в далеком Калининграде, с претензией называющем себя Западной Европой, семечки грызут точно так же, как и в Рязани. И во всех городах России, самых продвинутых и самых захолустных, улицы припорошены подсолнечной шелухой…

Как бы далеко ни забросила вас судьба, если на улицах лузгают (даже специальное слово для этого процесса существует) семечки, можете быть уверены - вы на Родине.

Национальный продукт на протяжении, наверное, целой эпохи продавали бабули, расположившиеся в наиболее оживленных местах. Сейчас таких бизнес-вумен можно встретить все реже – слишком высока конкуренция, появление семечек в пакетиках здорово перекроило подсолнечное бизнес-пространство, однако продавцы стаканчиков утверждают, что клиенты у них будут всегда – те, кто ценит истинный вкус, никогда не променяет их продукцию на массовый ширпотреб.

Наталья уже много лет продает семечки на Центральном рынке.

- Еще моя мама занималась этим делом, и я вместе с ней, так что можно сказать, уже 22 года в деле, - улыбается Наталья. – Сегодня, конечно, спрос меньше, но ничего, на жизнь зарабатываем.

Продукцию Наталья закупает на Кубани, каждую неделю приходит новая партия. Производство модернизировано – раньше жарить приходилось вручную, теперь весь процесс, можно сказать, автоматизирован –используется специальный барабан, который позволяет прожаривать семечки более равномерно и застраховаться от подгорания. К семечкам в пакетиках Наталья относится скептически, говорит, что вкус у них совсем не тот.

- Если у них такой большой срок хранения, то в любом случае в них что-то добавляют, - убеждена Наталья. – Семечка не может храниться долго. Срок хранения жареной семечки не более двух недель, а если семечка пожарена на масле, она вообще не может храниться больше двух дней, она прогоркнет.  

«Слоны» не созрели

Андрей – еще один из представителей «очень мелкого бизнеса». Сам он родом из Краснодара, но много лет назад судьба забросила в наш город.

- Влюбился в рязанскую девчонку, здесь и остался, - делится Андрей. – Здесь и налаживал свою торговлю.

Андрей – не просто продавец, он еще и производитель. Каждую весну он отправляется в Краснодар, где выращивает свой товар. Можно сказать, у него производство полного цикла.

- Дело это нелегкое. Надо же посадить, вырастить, собрать, просушить… Работы много. У меня родители этим занимаются, и я помогаю, - рассказывает Андрей. – Труда надо прилагать много, а выгода не такая уж большая. Надо оплатить съемную квартиру, на питание, на одежду. Вот ребенка в школу собрать – это сколько мешков надо продать! Цена семечек напрямую зависит от цены на топливо. Вот в прошлом году в Краснодаре бензин стоил около 35 рублей, цена на семечку была 160 рублей за килограмм. А в этом году топливо скакнуло до 42-45, и цена семечек доросла до 200-220.

Семечки продают и килограммами, и стаканчиками. Средняя цена стаканчика сегодня составляет 20 рублей. Над мешками с сыпучим товаром стоят таблички – «Лакомка», «Сластена», «Великан»… Все это сорта подсолнечника, у каждого, как утверждают продавцы, свой вкус, и каждый покупатель выбирает по себе. Самая популярная у потребителей разновидность – «Слоны».

- «Слоны» в этом году не вызрели, - сокрушается Андрей. – А люди их спрашивают, знатоки ищут «слонов».

Несмотря на то, что сегодня продавцов с мешками на улицах значительно поубавилось, оптовые покупатели у Андрея и Натальи все-таки есть.

- Бабулек, конечно, разогнали с рязанских улиц, да и торговать стало гораздо менее выгодно, но все равно в городе есть точки, где можно купить стаканчик семчат, - говорит Андрей. – Например, в Торговом городке, на Театральной еще есть бабули, в Песочне, в Канищеве есть свои торговцы... Словом, везде по чуть-чуть. Они покупают у нас килограммами, правда, объемы уже не, что раньше.

Подсолнечное место

Количество локальных семечковых точек в городе действительно значительно поубавилось. Прошло то время, когда на Театралке практически вся территория вокруг «храма искусства» была поделена между предпринимателями с мешками.

Баба Надя, которая занималась своим мелким бизнесом с момента выхода на пенсию, уже больше 15 лет, в последнее время выходит «на работу» не регулярно.

- Если раньше мне удавалось зарабатывать неплохую прибавку к пенсии, то теперь я выхожу больше по привычке, - говорит баба Надя. – Все какое-то разнообразие в жизни, на людей посмотришь, поговоришь с кем-нибудь, что-то новое узнаешь. Больше для досуга, а заработки стали слишком маленькие.

Рабочее место у большинства торговок организовано незамысловато - ящик, накрытый тряпочкой, табурет или складной стульчик, мешок, изнутри проложенный целлофаном, чтобы хоть как-то защитить товар от воздействия внешней среды, пара стаканов разного калибра, рулон пакетов (теперь тара стала более цивилизованной – пакеты сменили газетные кулечки) и, конечно, сам товар… Вот собственно, и весь «стартовый капитал», необходимый для начала «сыпучего» дела.

А вот успех процветания зависит от выбора места.

- Я не могу поехать с мешком куда-то далеко – здоровье не позволяет, - говорит баба Надя. - А здесь, рядом с моим домом, место невыгодное. Опытные предпринимательницы ездят в бойкие места – они должны быть достаточно хорошо проходимы и в то же время не слишком излюблены всевозможными проверяющими организациями. Большинство же торговок выбирало свои точки по простейшему принципу: рядом с домом. Чтобы в холодное время года или в ненастную погоду можно было хоть ненадолго забежать домой, согреться чайком, передохнуть, и - снова на вахту.

Свой товар бизнес-бабули закупают в основном оптом на Центральном рынке, причем уже жареными. Как рассказали опытные бабушки, раньше жарили сами, причем у каждой были свои секреты - кто-то жарил с добавлением масла, кто-то приправлял щепоткой соли. Но тут высок риск пережарить или не дожарить. А покупатель – существо прихотливое. Сейчас большинство предпочитает страховать свой бизнес от таких рисков.

- У нас покупатели никогда не переведутся, - баба Валя, торговка со стажем, настроена оптимистично. - Уж сколько раз было: люди попробуют в пакетиках, и снова к нам возвращаются. Наш товар качественнее. Кто там влезет в эти пакетики, сколько они на складах пролежали? Иногда и прогорклые купишь, и отсыревшие… А у нас весь товар налицо – мы же никому пробовать не запрещаем.

На пробу уходит немало товара. Продавцы говорят, что есть профессиональные «пробовальщики», которые подходят, захватывают побольше, потом свою добычу ссыпают в пакетик. Таких уже знают, но, если не слишком наглеют, не одергивают – продавцы семечек народ не жадный, считают, что их товара на всех хватит.

Семечковая зависимость

О своих доходах бабули говорят весьма туманно, правда, все в один голос говорят о снижении их уровней и растущих сложностях. Но одна из них поделилась, что из килограмма семечек у каждой розничной торговки получается свое количество стаканов – все зависит от того, у кого какой стакан и кто как насыпает. В этом деле тоже есть свои тонкости. У опытных торговцев принимаются во внимание и преломление граней тары, и ловкость рук в насыпании «похода».

Баба Валя рассказала о том, что она не всегда торгует в одном месте – мигрировать выгоднее. У нее есть три постоянных точки и уже устоявшийся график – она знает, в какой день недели куда поедет. В одном месте, самом выгодном, они с двумя конкурентками никак не могли поделить территорию – спорили, кто увел чужого клиента. Потом договорились – летом баба Валя с напарницей трудятся через день, а когда возвращается из деревни третья «компаньонша», смещают график – у каждой получается один день рабочий, два дня выходных. Баба Валя, правда, предпочитает не отдыхать – отправляется на другие точки.

- А то выпадет на твой день дождь, и все, никакой торговли, - сетует баба Валя.

- Даже то, что вложила, не всегда удается возвращать, - добавляет другая семечковая бизнес-леди, Галина Михайловна. - Еще и гоняют, на штраф можно налететь. Но ничего, как-нибудь… Пока бросать не собираюсь. Не хочу дома, в четырех стенах сидеть. Вышел на свой пост, и вроде при деле. И общение, опять же, и хоть небольшой, а доход. Пока люди семечки лузгают, у нас покупатели найдутся. А лузгать в Рязани, похоже, не бросят… И, как и много лет назад, в нашем городе по-прежнему то и дело можно видеть людей, во все стороны расплевывающих шелуху, а вокруг лавочек в любом микрорайоне можно увидеть «ковер» из лузги… Многие просто не могут представить себе беседы без пакетика семечек – неважно, расфасованного или купленного у бабули. Пожалуй, психологам стоит задуматься об очередной зависимости – семечковой…

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №45 от 31 октября 2018

Заголовок в газете: Плевый бизнес

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру