Два дня на родной земле. Что заворожило Захара Прилепина в Рязани

30.07.2020 в 14:00, просмотров: 417
Два дня на родной земле. Что заворожило Захара Прилепина в Рязани
Ринета Богданова

Захар Прилепин в Рязани — гость нередкий. Хотя, наверное, слово «гость» не совсем подходящее: писатель, лидер партии «За правду» приезжает не в гости, а домой — он родился и вырос под Скопином. Так что к Рязанщине неравнодушен по понятным каждому причинам. В это раз Прилепин провел здесь два дня. Успел и с читателями встретиться, и о проблемах поговорить, и к местной культуре приобщиться.

«С этих слов надо начинать каждое утро»

В Рязань Прилепин приехал в четверг. Первая встреча в списке — с жителями военного городка в Дягилеве. Первым делом возложил цветы к бюсту Александра Белякова — Героя Советского Союза, штурмана, летавшего в Валерием Чкаловым. Беляков в военные годы руководил школой дальней авиации, которая базировалась в Дягилеве. Память о летчике здесь хранят. Его имя хотят присвоить и парку, речь о создании которого идет давно.

Именно о мемориальном парке и говорил писатель на встрече с местными жителями. Те хотят официального статуса парка для зеленой зоны, существующей уже много лет. Это даст возможность сохранить и благоустроить ее. Тем более, уже по сути существующий парк уникален: дягилевцы рассказали писателю, что служившие в Рязани летчики привозили саженцы со всей огромной страны.

Прилепин идею поддерживает — при его участии создана петиция об изменении статуса зеленой зоны. Приглашенные на встречу чиновники мэрии отметили, что уже подготовлены изменения в генплан. Следующий этап — публичные слушания, на которые обязательно пригласят жителей Дягилева.

О необходимости сохранить память тех, чьи имена вписаны в историю страны, говорили в этот день много — и Прилепин, и другие собравшиеся. Выступил рязанский ветеран Дмитрий Алексеевич Черничкин. Несмотря на возраст (ему уже исполнилось 95), он помнит подробности военных лет — и как пошел воевать в 17 лет добровольцем, и как брал Берлин.

Прилепин слушал, словно проживая то время; позже признался — едва не до слез. Ветеран назвал послевоенные поколения «рожденными от победителей» — писатель процитировал эту фразу в ответном слове, сказав, что ее стоит высечь на мраморе и перечитывать каждое утро, понимая свою ответственность.

Конечно, не обошлось без подарков — Прилепину торжественно вручили бюст советского партизана Сидора Ковпака. Выбор объяснили общей для писателя и партизана любовью к Родине.

«Все о Есенине собирал с маниакальной страстью»

Следующим пунктом в плане Прилепина стала встреча с читателями. Организовали ее в библиотеке имени Горького. Из-за коронавируса число мест в зале ограничили, но люди нашли выход: кто-то стоял в проходе, кто-то заглядывал в дверь из коридора. Кроме того, встречу транслировали в сети.

В эту библиотеку Прилепин приезжает уже в третий раз — как признается, всегда с удовольствием. В «Горьковке» писатель вспомнил Горького; точнее, его слова о необходимости идти «в люди», чтобы создавать литературу: «Кто пишет прозу, но не знает жизни, не сеет, не пашет — тому писать не о чем. Колоссальный аномальный жизненный опыт всегда способствовал созданию шедевров русской словесности».

Гости задавали вопросы и об опыте самого писателя — той же войне на Донбассе, и о книгах. Одно из последних произведений автора — «Есенин. Обещая встречу впереди». Прилепин писал эту биографию долго, но путь к созданию был еще дольше:

«Как человек, родившийся в скопинском роддоме и выросший в скопинской деревне Ильинка, могу сказать, что вся моя жизнь связана с Есениным. Я собирал свою библиотеку о нем целую жизнь, в ней не десятки — тысячи томов. Все, что выходило о Есенине, я собирал с маниакальной буквально страстью. Проведя с Есениным целую жизнь — под его портретами, с его книгами; ориентируясь в сотнях его текстов, я сложил для себя его образ».

Биография Есенина — не просто художественное произведение, а опыт серьезного документального исследования: Прилепин опирался в первую очередь на архивные источники.

Интересны ему и другие писатели, чья жизнь пришлась на слом эпох и оказалась полна того самого «колоссального и аномального опыта». В сентябре автор представит книгу о Шолохове; в работе два сборника рассказов — о войне на Донбассе и продолжение «Взвода» о писателях и войне.

Разговор с рязанцами занял около двух часов. Потом Прилепин подарил библиотеке и читателям свои последние книги — «Имя рек. Сорок причин поспорить о главном» и «Истории из легкой и мгновенной жизни».

«Культуру и экологию могу взять на себя»

В тех самых «Историях о легкой и мгновенной жизни» есть небольшой рассказ о юности Прилепина — он вспоминает, как жил в Дзержинске. Об этой поре своей жизни писатель рассказал рязанцам и в пятницу — день начался с пресс-конференции в той же библиотеке.

Говорили о проекте «Экомониторинг». Задача уже функционирующего ресурса — создать объективную картину ситуации в Рязани, чтобы иметь возможность справиться с экологическими проблемами.

Прилепин еще по Дзержинску знает, что такое химические выбросы, которые накрывают город. Когда его старший сын пошел в школу, писатель обратил внимание, что каждый третий в классе страдает аллергией. У взрослых — проблемы с рождением детей.

Рязань все же не Дзержинск — но другие участники пресс-конференции тоже связали демографические проблемы с экологическими. Рождаемость снижается, отметили они, и не всегда причина в том, что семьи не хотят иметь детей. Иногда — просто не могут. А между здоровьем, чистым воздухом и чистой водой связь прямая.

Прилепин отметил, что готов включиться в развитие проекта для Рязани на федеральном уровне, благо такие возможности у знаменитого писателя есть:

«Рязань — не первый город, где мы работали с разными проектами. Но к Рязани отношение особое. Если брать экологию — тут надо заниматься и мусорной проблемой. Но нужны позиции в законодательной власти, так удобнее запросы делать. Культура и экология — две вещи, которые мы готовы взять на себя и понимать, что не дадим ложных обещаний».

Отвечая на вопрос «МК в Рязани», Прилепин рассказал и о планах в области культуры — тут есть желание работать над фестивалями. И задача не только просветительская: туристы — это еще и деньги в местный бюджет, а значит, развитие Рязани:

«Мы уже работали с Рязанской областью, со Скопином… Как писателя, журналиста, публициста, телеведущего, сфера культуры интересует меня в самом широком смысле слова — туризм, привлечение ресурсов…Эта тема меня очень волнует и занимает. Это то, что мы умеем; то, что я могу.

У меня есть огромное количество друзей, приятелей, возможностей, чтобы создавать центры, фестивали, радовать людей. На самом деле, когда такие вещи возникают, только кажется — ну, фестиваль. А жизнь преображается. Возникают горизонтальные, вертикальные связи — между активистами, музыкантами, поэтами, реконструкторами, философами, кем угодно… Через год-два уже другое ощущение в городе».

После пресс-конференции писатель спустился на первый этаж библиотеки — в книжную лавку. Долго изучал издания, в итоге выбрал несколько книг о рязанской истории. В букинистическом отделе взял сборник стихов Виктора Бокова. Оставил заказ: попросил придержать ему, если будут, книги Александра Ширяевца и Леонарда Лавлинского.

Следующая встреча в графике значилась — в Скопине — только на вторую половину дня, но Прилепин решил отправляться сразу. Вполголоса объяснил сопровождающим: «У меня же мама там, успеем домой заехать».

«Просто заворожен»

В дороге писатель фотографировал рязанские просторы и храмы и цитировал Есенина: «Как захожий богомолец, я смотрю твои поля». С мамой Прилепин встретиться, конечно, успел. Она сопровождала его во время прогулки по городу.

Для начала писатель отправился в музыкальную школу имени Анатолия Новикова — во время прошлого визита Прилепин обратился к губернатору с просьбой сделать в здании ремонт. Сейчас работы заканчиваются, к началу учебного года должны успеть. Прилепин предложил сделать на стенах граффити и обещал посодействовать с поиском хорошего художника.

Продолжилась культурная программа на скопинской земле спектаклем знаменитого театра «Предел». С его режиссером Владимиром Делем Прилепин знаком давно. В этот раз смотрели «Старосветских помещиков». Писатель оценил спектакль как «мощнейший» и сказал, что находится «под огромным впечатлением». Потом пообщался с земляками; расспрашивал, что нового происходит в родных местах.

Судя по всему, уезжать Прилепину не хотелось. Уже на обратном пути он продолжал снимать остающиеся за окном машины рязанские просторы и комментировал: «Рязанщина. Просто заворожен».


|