Волонтеры отряда "Лиза Алерт Рязань" рассказали о поисках людей

Отряд «Лиза Алерт» уже 8 лет помогает искать потерявшихся людей

Отряд «Лиза Алерт» уже 8 лет помогает искать потерявшихся людей

Эту статью мы планировали уже давно, предполагали опубликовать ее еще в конце лета, но все как-то не получалось. Наверное, потому, что она должна была выйти в свет именно в эти дни, когда особенно остро вспоминается жуткая гибель маленькой Лизы Фомкиной.

Лиза. Пятилетняя девочка, судьба которой сыграла огромную роль в судьбах тысяч и, наверное, даже миллионов людей, ведь именно после ее истории в нашей стране появился поисково-спасательный отряд волонтеров «Лиза Алерт», объединивший людей, которые хотят, чтобы никому не довелось испытать тот кошмар, который пришлось пережить крошечной Лизе.

Трагедия отсчета

- «Лиза Алерт» - организация, которая начинала заниматься именно поиском пропавших детей, потом спектр поиска расширился, - рассказывает волонтер отряда «Liza Alert Рязань» Татьяна Куренкова.

Отряд появился в 2010 году. Точкой отсчета стала история, которая потрясла всю страну. 13 сентября 2010 года Лиза Фомкина ушла гулять в лес со своей тетей в подмосковном Орехово-Зуеве. Это была обычная прогулка – Лиза, тетя и две их собаки. Как они заблудились, никто теперь ответить не сможет. Родственники кинули клич о помощи в интернет, и в Орехово-Зуево стали съезжаться добровольцы. Приехало более 500 человек, но никто не знал, как правильно действовать. Тетю нашли на 9-й день, Лизу – на 10-й, 23 сентября. Потом стало известно, что опоздали на один день. Девять дней девочка была жива. Тетя отдала ей свою одежду, а собака пыталась согреть своим теплом.

- От сознания, сколько пришлось пережить Лизе, у меня до сих пор бегут мурашки, - рассказывает Татьяна Куренкова. – Тогда стало понятно, что надо что-то менять. Нужны хотя бы карты, надо знать, как правильно организовать поиск. Так и появился отряд «Лиза Алерт».

«Нас очень мало»

Сегодня мы часто видим волонтеров этого отряда на самых разных мероприятиях, видим объявления о поиске в разных местах города. Из-за такой активной деятельности складывается впечатление, что энтузиастов-поисковиков очень много. На самом деле, картина не такая уж радостная.

- В Рязани отряд появился в 2012 году, и на сегодня в нашем регионе задействовано около 70 человек, на место поиска выезжает еще меньше – все наши поисковики готовы помогать, но у всех есть и свои дела, не всегда возможно поехать, - объясняет Татьяна. – Нас очень мало, нам всегда нужны люди. Я давно хотела помогать в поиске, но не решалась – думала, здесь без серьезной подготовки делать нечего. Потом все-таки написала, и в тот же день уже присоединилась к поиску – оказалось, что людей всегда не хватает, и подготовка не имеет значения. На каждом поиске есть старшие групп, которые координируют всю работу, есть инструкторы, которые обучают.

Зачастую в поиске, особенно в лесу, очень важна именно численность, ведь нередко приходится прочесывать лес – когда волонтеры встают на расстоянии метра друг от друга и обследуют каждый уголок леса. Порой разыскать человека можно только так.

- Волонтером может быть каждый. Для любого найдется дело, - добавляет волонтер Кирилл Лихарев. – У нас есть представители самых разных профессий – логисты, медики, студенты, рекламщики, учителя, риелторы, работники банков и труженики заводов, есть машинист... В наших рядах можно найти любого специалиста. Кто-то занимается картами, кто-то обеспечивает радиосвязь, кто-то расклеивает ориентировки. У нас есть кинологи, тоже добровольно пришедшие в отряд, – их работа нередко оказывает существенную помощь.

Ёлка и Борода

Работа отряда четко организована. Есть региональный представитель, который курирует всю работу рязанского отряда. Изначально информацию принимает информационная группа. Звонок с просьбой о помощи поступает на телефон горячей линии 8-800-700-54-52, потом заявка переходит в Рязань и начинает работать инфорг – связывается с родственниками, уточняет все сведения, потом передает заявку волонтерам. Дальше действуют координаторы.

- У нас есть чат, в котором мы все общаемся, обсуждаем, у кого есть возможность сразу ехать на поиски, - продолжает Татьяна Куренкова. -Конечно, в лес просто так никто не уйдет, иначе мы только увеличим число пропавших. Все контролируется старшими групп. Картографы составляют карты. Все поисковики действуют строго по указаниям старших ответственных.

Чтобы легче было найти друг друга по рации и избежать путаницы, у каждого из поисковиков есть свой позывной. Наши собеседники в отряде тоже носят совсем другие имена. Татьяну Куренкову знают как «Ёлку», а Кирилл Лихарев известен под именем «Борода».

Общее несчастье и общее счастье

У каждого волонтера своя история прихода в отряд, свой колокол, возвестивший беду. Кирилла Лихарева в свое время оглушил случай Артема Кузнецова из Липецкой области.

- Ему было почти три года. За его поисками мы с женой наблюдали по интернету, - делится Кирилл. – Были мысли поехать, но как-то не хватало времени, да и казалось, что там уже и без нас слишком много народу… А потом Артема нашли, и было уже поздно. Это очень впечаталось.

Сегодня Кирилл нередко отправляется на поиски вместе с супругой. Зачастую едут в другие регионы – всегда готовы сорваться туда, где острее всего нужна помощь. Впрочем, как и Татьяна, как и все добровольцы поискового отряда.

- Я была на том поиске, о котором рассказывает Кирилл, - добавляет Татьяна. – Для меня Артем Кузнецов – это моя Лиза. Для многих это стало личной драмой, и после этого немало людей пришло в отряды. Вообще, людей часто приводят печальные события – хочется, чтобы трагедии больше не повторялись. Но в нашей деятельности есть не только грустные страницы. Один из примеров – поиск 8-летнего Кирилла Петрухина в Брянске. До сих пор помню, как в рации раздалось: «Нашли». Думаешь, правда нашли или снова откликнулись сойки, которые часто отвечают на наши крики, напрасно обнадеживая поисковиков? Потом все подтвердилось – это Кирилл. Когда Кирилла несли, его встречали родители, маленький братик, одноклассники-кадеты, огромная толпа волонтеров – это было непередаваемое общее счастье, ради которого стоит там быть. Много было ярких историй – запомнился дедушка Коля из Владимирской области, который прожил в лесу четверо суток, ел грибы и когда мы его нашли, грибы были в его ведре. Мы его несем, а он говорит: «Я ведь вам все равно опят наберу. А то как же, неужели вы владимирских опят не попробуете?!» Мы не раз наблюдали – человек может проплутать много дней по лесу, но выйдет он все равно с корзинкой, полной грибов или ягод. Как бы страшно им там не было, свой урожай люди не бросают.

Не застрахован никто

Историй пропаж у поисковиков великое множество, и все они подтверждают: потеряться может каждый, особенно, если дело касается леса. Порой он так закручивает своих гостей, что выбраться без помощи просто нереально.

- Для меня очень показательным стал недавний случай бабушки-геолога из Баграмово Рыбновского района, - говорит Татьяна Ёлка. – Всю жизнь она, опытный геолог, ходила в экспедиции, прекрасно умеет ориентироваться на местности, да и баграмовские места знает очень хорошо. Искали мы ее сутки, а когда нашли, она говорила, что совсем не знала, куда идти – лес как будто ее кружил. В том, что лес действительно кружит, мы не раз убеждались на собственном опыте. Поэтому подчеркиваю: не застрахован никто – ни военные, ни коренные жители, которые с детства знают лес. У нас был случай с бабушкой, которая на протяжении многих лет ходила по одному и тому же маршруту. В итоге мы нашли ее через сутки совсем в другом месте. Никто не знает, чего ждать. В лесу нельзя быть самоуверенным.

Надо сказать, что сейчас в обществе несколько меняется отношение к вопросам безопасности. Об этом говорит и опыт поискового отряда – около трех лет назад появилась школа безопасности «Лиза Алерт», и образовательные учреждения охотно приглашают поисковиков, чтобы провести уроки безопасности.

- Мы рассказываем, как правильно себя вести, чтобы не потеряться, как действовать, если уже потерялся, - говорит Татьяна Куренкова. – Рассматриваем элементарные вещи – правила поведения в городе, в торговом центре, на ярмарке, в лесу. В прошлом году впервые провели первое общегородское родительское собрание. Правда, пришедших было немного – часто люди считают, что это их не коснется. Как ни печально, коснуться это может каждого. И лучше быть хорошо подготовленными к экстремальным ситуациям. Надо учить правилам безопасности наших детей. Так хочется, чтобы трагических историй было как можно меньше.

 

От редакции: в следующем номере мы продолжим тему и попросим опытных поисковиков дать нашим читателям практические советы о правильном поведении в экстремальных ситуациях.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №40 от 26 сентября 2018

Заголовок в газете: У каждого свой набат

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру