В Ибердский монастырь Рязанской области едут из разных уголков России

Несколько лет назад в Рязанской области возродилась Александро-Невская обитель

Несколько лет назад в Рязанской области возродилась Александро-Невская обитель

В Рязанской области немало ярких и необычных мест, которые не входят в число обязательной туристической программы, но где стоит побывать. О таких уголках Рязанской губернии мы постараемся рассказать нашим читателям.

Одно из таких чудесных мест затерялось в глубине лесов. Извилистая дорожка, окруженная деревьями, уводит все дальше и дальше… Монастырь открывается неожиданно – красивый и величественный, в обрамлении строгой рамки леса, он выглядит, как картинка.

Возрождение из небытия

Ибердский монастырь, что находится километрах в ста от Рязани, на границе Кораблинского и Ухоловского районов, сегодня похож на картинку из сказки. Нарядные купола храма, аккуратная колокольня, жизнерадостные розовые стены, много цветов и зелени. В рассказы о том, что всего несколько лет назад на этом месте возвышался лес, верится с трудом.

Когда в 1996 году некий молодой монах заговорил о возрождении обители, это казалось утопией. История Александро-Невского монастыря была прервана много лет назад декретом советской власти. И к концу ХХ-го века на месте монастырских стен росли мощные сосны, лес практически полностью скрыл все следы находившейся здесь когда-то обители… Но отец Николай (Анисимов) свято верил, что на этом месте снова будет стоять монастырь, как было это при старце Софронии.

Сам Андрей Анисимов (в постриге Николай) рано почувствовал призвание к служению Богу. Еще совсем юным, лет в 20, он ушел в Свято-Иоанно-Богословский в монастырь. Мысль о возрождении обители в родных краях всегда оставалась в душе молодого монаха. Отец Николай сейчас и сам не знает, откуда было столь настойчивое желание. Глядя на веселого, ко всему относящемуся с юмором отца Николая, невозможно представить, как он решился взяться за столь сложное дело возрождения монастыря из полного забвения. Ведь любому здравомыслящему человеку такая затея показалась бы нереальной… Но он продолжал вынашивать свою мечту.

- Я всегда ездил на могилку к старцу Софронию. Мы с мамой заменили там кресты, цветники у надгробий, все благоустроили, - вспоминает отец Николай. – А когда все сделали, в народе пошли слухи, что началось возрождение монастыря. Но мы тогда об этом могли только молиться.

Если Богу угодно…

Оказалось, что такая мечта была не только у отца Николая. Жители поселка Ибердский всегда чтили память старца Софрония, и рассказы о нем передавали из уст в уста. Взяться за восстановление вряд ли кто-нибудь решился бы, а вот когда появился двигатель этой идеи, они с радостью его поддержали.

Молодому священнику Николаю тогда было 26 лет… Теперь можно только удивляться, как он решился на такое дело. Но его целеустремленность подарила Рязанскому краю одну из почитаемых сегодня святынь. Найти единомышленников в деле возрождения оказалось несложно: довольно быстро удалось собрать общину – церковный совет, в который вошли 25 местных жителей.

Началось все с работы бензопилами «Дружба» - первое, что надо было сделать, это расчистить участок от деревьев. Потом приступили к корчеванию пней. Во время этого процесса работники обнаружили фундамент храма.

- Я думал, что там ничего не осталось кроме щебня, а оказалось, фундамент цел, - рассказывает отец Николай. – Сначала я хотел поставить деревянный храм, но меня отговорили – уж очень ненадежно строить в лесу из дерева, в любой момент может подойти огонь… Поэтому стали потихонечку собирать материалы на каменное строительство.

Всем миром

В день памяти князя Александра Невского, 12 сентября 1996 года, лес был наполнен людьми – закладывали камень в основание возрождающегося храма. Но до появления храма было еще далеко…

- Работы было много - кое-где требовалось укрепить фундамент, полностью возвести стены, потом крышу… Дел было много, материал требовался постоянно, - рассказывает отец Николай. – Хорошо, что были помощники, и мы со всем справлялись. Правда, часто приходилось слышать скептические мнения, мол, что он там выдумает? Зачем нужен храм в лесу? Кто туда будет ходить? Но я на такие высказывания внимания не обращал. Я был уверен: если Богу угодно, чтобы монастырь возродился, то все у нас получится, и храм построим, и прихожане появятся…

Долгожданное освящение храма произошло 12 сентября 1998 года - в день святого покровителя, благоверного князя Александра Невского.

- На освящение собралось около 3 тысяч человек, - вспоминает отец Николай. – Тогда я понял, что не зря мы все затевали, монастырь нужен…

Потом одна за другой стали возрождаться другие монастырские постройки.

- Многие тогда удивлялись, что у нас, что ни год, то сдается новый объект, - смеется отец Николай. И добавляет серьезно: - Господь нам помогал, всегда и во всем ощущалась поддержка, все складывалось и получалось.

А надо сказать, что делалось в монастыре все только ручным трудом. И бетон мешали вручную, и камни укладывали… Электричества в лесной обители как не было тогда, так нет и сегодня.

Неземные помощники в земных делах

Сейчас монастырь чистенький, ухоженный, во всем чувствуется рука настоящего хозяина – настоятеля отца Николая.

- Вот эти оклады я сам сделал, - поясняет отец Николай, показывая очень нарядные украшения икон в храме.

С гордостью отец Николай рассказывает о главных святынях храма. В первую очередь, это, конечно, мощи святого Софрония. Про их обретение у отца Николая целая история. Он помнит все, как будто было это совсем недавно. Помнит, как сбылось предсказание старца о восстановлении храма и о том, что он войдет в него первым – мощи старца Софрония были внесены туда еще до освящения. Софроний Ибердский был канонизирован в 2000 году, 7 февраля – в день его кончины. Сейчас мощи старца находятся в храме, и каждый приезжающий сюда может приложиться к мощам основателя обители.  

Есть и еще одна святыня, к которой едут паломники отовсюду, - икона Божией Матери «Скоропослушница», привезенная когда-то сюда старцем Софронием. В годы разорения монастыря она была перенесена в храм села Ясенок, а после возрождения обители вернулась в свой дом. О чудесах, связанных с иконой Скоропослушницы, было известно еще при жизни Софрония. А уже на рубеже XX и XXI веков, в день канонизации старца, прихожане снова смогли увидеть чудо – икона замироточила. Сегодня к Скоропослушнице постоянно приезжают люди, и весь образ украшен дарами в знак благодарности за помощь.

В храме собран солидный мощевик – кого из святых здесь только нет… На недоуменные вопросы, как удалось собрать столько святынь, отец Николай только хитро улыбается:

- А у отца Авеля в Пощуповском монастыре много было, он с Афона привозил, всех святых у себя собрал. Ну, а я у него понемногу отщипывал.

На территории монастыря два кладбища, которые настоятель тоже привел в порядок. Захоронения пришли в упадок, деревянные кресты сгнили, но, на счастье, сохранились камни, благодаря которым и удалось восстановить кладбище.

Частичка благодати

Недалеко от монастыря есть и чудесный источник. Отец Николай построил здесь часовенку, а над источником организовал купель: устроил удобный домик с двумя раздевалками – женской и мужской, оборудовал удобный спуск. Словом, все сделал так, чтобы гости обители могли окунуться и почувствовать благодать Софрониева источника.

В будние дни на территории монастыря тихо и спокойно. А в выходные и праздничные дни здесь собирается множество прихожан.

- Если вы приедете в праздник, в храм войти не сможете, - не скрывая гордости, улыбается отец Николай. Вот и ответ на вопрос, который задавали монаху Николаю в самом начале его работы по восстановлению: «Кто сюда будет ходить?». Сейчас насельников в восстановленном монастыре нет, монах здесь живет только один – сам отец Николай. И, по сути, монастырь служит приходским храмом. Зато приход получился солидным – сюда приезжают и из окрестных сел, и из дальних краев. Все едут поклониться Софронию Ибердскому. Как говорят прихожане, многие чувствуют помощь старца.

- Ох, опять вычерпали! - умиленно сокрушается отец Николай, подходя к могилке Софрония. – Все время приходится подсыпать песочек – каждый хочет увезти пригоршню земли с могилки. Неделю назад подсыпал, а теперь видите, опять разобрали, - показывает он на образовавшуюся яму. Песочек с могилки старца помогает сохранить мир в семье, исцелиться от недугов, и каждый старается увезти с собой хоть частичку благодати.

В 2010 году, когда вся Рязанская область полыхала пожарами, окрестности тоже не обошла стихия. Но каким-то чудом огонь пощадил обитель. Лес вокруг пострадал сильно, и теперь по дороге к монастырю то и дело встречаются опаленные огнем участки. Но когда проедешь сквозь них, как видение, встает Александро-Невский монастырь. Будто на картинке, открывается он, красивый и величественный. И трудно поверить, что всего несколько лет назад не было здесь ни этих башен, ни колокольни, ни храма… Что не было многочисленных прихожан, которые съезжаются отовсюду. На Покров в этом году в Ибердском монастыре было 82 причастника.

- Это еще не предел, - устало улыбался отец Николай после праздничной службы и многочисленных исповедей. - У нас бывает и больше.

Вот и ответ на вопрос, кому нужен монастырь в лесу…

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №43 от 17 октября 2018

Заголовок в газете: Монастырь в глубине леса

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру