Семья Горенковых – заводская династия Рязани

Семья Горенковых – заводская династия Рязани
Владимир Горенков

Умение передать любовь к своему делу детям – основа любой династии. Преемственность традиций, высокая ответственность, верность своему выбору отличают тех, кто не пришел «со стороны», а с детства видел профессию «изнутри». Связанные родственными узами, работники стараются не уронить честь фамилии.

Братья Владимир и Игорь Горенковы хорошо известны на рязанском заводе «САМ». Ведь история их семьи связана с историей завода с момента его создания и до сегодняшних дней. Здесь познакомились их родители, сюда пришли и они, когда пришло время определяться с профессией.

«Связанные» одним заводом

Суммарный трудовой стаж семьи Горенковых в два с лишним раза превышает «возраст» самого завода и составляет без малого 170 лет. Основатель династии, Александр Александрович Горенков, родом был из Тверской области, где «вся округа занималась обувью». Еще мальчишкой он перенял дело – шил сапоги. Через некоторое время семья переехала в Рязань. Здесь Горенковых застала война. 14-летний Александр в меру сил помогал фронту: работал в сапожной мастерской на площади Свободы.

Но не с этим ремеслом ему предстояло связать жизнь. В 1953 году после службы в армии он пришел на «САМ». Завод расширялся, и Горенкову посоветовали сюда устроиться. Так он стал работать слесарем-инструментальщиком. Здесь же познакомился с девушкой из производственно-распределительного бюро. Все как положено: свадьба, семья, двое сыновей.

Про работу дома особо не говорили, но общее представление о том, чем занимаются родители, сыновья, конечно, имели. О своем выборе места работы продолжатели династии говорят однозначно: «Выбора не было никакого. А куда еще? Если не поступил в институт, то идешь на завод».

Первым профессию, а заодно и место работы - как у отца - выбрал старший сын, наш собеседник — Владимир Горенков. Он пришел на производство в 1974 году. А спустя четыре года на заводе начал работать и младший – Игорь. Он освоил специальность токаря-расточника (в период работы призывался в армию, после вернулся обратно на завод — прим. редакции).

— Когда я пришел на завод, ни одного незнакомого лица здесь не было. Все мы жили и росли в одном дворе, вместе отмечали праздники: помню, как помогал маме доставать капусту из погреба к столу. В те годы было очень развито наставничество. По-другому нельзя было, самостоятельно освоить это было невозможно. Трудности, конечно, были, но отец же рядом — надо было справляться, подводить было нельзя. У нас были курсы полугодовые, каждый день нам преподавали теорию. Был отдел подготовки кадров. Предприятие заботилось о молодых кадрах и поддерживало опытных сотрудников. Также повышение квалификации происходило, - говорит Владимир Горенков.

Поддержка труда

Игорь Александрович вспоминает, что во времена пятилеток на предприятии была развита система поощрений. Руководство систематически отмечало сотрудников по различным категориям и достижениям: «Лучший молодой рабочий», «Лучший наставник», «Победитель соцсоревнования», была Доска почета.

Братья Горенковы имеют шестые высшие разряды в своих специальностях. Но ценят прежде всего качество труда. Разряд – это зарплата: за один и тот же объем работ слесарь с шестым разрядом получал больше. Но иногда больше уважали тех, кто шестого разряда еще не имел, но работал на совесть.

— Мы занимаемся производством инструмента. От нас требуется, чтобы производство не останавливалось, чтоб все двигалось, все работало без сбоев: вовремя отремонтировать, изготовить. Вот наша задача, а не вал — бери больше, кидай дальше, - рассказывает Владимир Александрович.

За этими словами – ответственность по отношению к своему делу. Это, пожалуй, в семье от отца. Не случайно его не раз отмечали наградами: в 1978 году Александр Александрович получил Почетную грамоту и переходящее Красное Знамя райкома ВЛКСМ за победу в первом этапе соревнования в честь 60-летия комсомола. А еще он был первым в области Заслуженным машиностроителем РФ. Всего за 60 лет существования завода такую награду получили 22 работника.

«Пережившие 90-е»

Заводчане рассказывают, что когда-то огромная территория полностью принадлежала предприятию. Здесь трудились почти 10 тысяч человек. В 90-е начались массовые сокращения, у рабочих создавалось ощущение, что от завода ничего не останется. Но предприятие выстояло, а Горенковы остались трудиться. Говорят, что желания уйти куда-нибудь в коммерцию никогда не было. А некоторые из коллег, кто решил попробовать заработать большие деньги, спустя время вернулись обратно за станок. «Здесь есть стабильность», - говорит Игорь Горенков.

— Не знаю, что могло бы быть, если бы все сотрудники ушли. У нас было два цеха, в каждом человек по триста работали. Сейчас чуть более сотни. Благодаря тому, что люди остались, сейчас здесь есть современное производство, - рассуждает Владимир.

Молодежь приходит за зарплатой

«Еще 90-е «хороши» тем, что смены у нас, по сути нет… - продолжает Владимир Александрович. Я уже два года как достиг пенсионного возраста, есть те, кто работает до 80 лет». Братья Горенковы говорят, что сейчас молодежь неохотно идет на завод. приходят только за зарплатой. «А как ты можешь деньги получить, если ты еще ничего не умеешь», - дополняет второй брат. И это тоже – про отношение к труду.

Горжусь профессией и не только

Владимир Горенков на вопрос, чем он гордится в своей жизни, отвечает, не задумываясь: «Своей профессией! Я могу сделать то, о чем другой даже представления не имеет».

«Я, например, горжусь, что я уже в 2000-м году и в Интернете был, и компьютер освоил, и цифровую фотографию», - говорит Игорь Горенков. Также к числу достижений наш герой относит профессиональные занятия спортом. Он марафонец, кандидат в мастера спорта. Отмечен грамотой Губернатора Рязанской области. А еще его фотография висела на Доске почета.

Ценности поколений

— Я всегда хотел, чтобы мои дети учились. То время, когда они росли, было непростым. Столько было необразованных, а выбивались в богачи. Я хотел, чтобы они получили образование и выбрали себе дело по душе. «Вот такие ценности прививал», —говорит Владимир Горенков. О том, что продолжатели рода не пошли по его стопам, не сожалеет. Хотя, если бы не нестабильные 90-е, все могло бы быть иначе.

Наша Рязань

Заводчанин признается: ему жаль, что Рязань утратила свою историю. По словам Владимира Горенкова, в областном центре не осталось свидетельств подлинной старины. «Хорошо, что строительство идет, но хотелось бы, чтобы деревянные домики тоже оставались. Город-то старинный, должно быть чем похвастаться», - сокрушается наш герой. И здесь, наверное, можно говорить о еще одном качестве, которое отличает настоящую династию: умение болеть душой за свое – будь это семья, город или работа.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №5 от 29 января 2020

Заголовок в газете: 168 лет стажа на четверых

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру