Великая Отечественная глазами рязанской школьницы

Великая Отечественная глазами рязанской школьницы

В распоряжении редакции «МК в Рязани» оказался дневник ученицы Пощуповской школы, который та вела в 1941-1942 годах. Его страницы позволяют понять, как воспринималась война тогда, что пережили очевидцы тех дней, когда до Победы оставалось еще четыре долгих года.

Дневники особо ценятся историками. Это возможность уловить момент, узнать о событиях из первых уст. Сейчас, когда решается вопрос о присвоении Рязани звания Города трудовой доблести, такие свидетельства особенно важны.

25 октября 1941 года:

Лишь изредка вздрагиваешь от более сильных звуков стрельбы. Когда идешь домой, то вдруг кажется, что все по-старому. Но вскоре опять – бах! – и пошло. Тревоги часто. Дивово разбомбили, Рыбному тоже досталось. Москву продолжают бомбить очень сильно. От наших писем уже давно нет.

 

22 ноября 1941 года:

Почему-то я очень хорошо помню сейчас впечатление утра. Проснувшись, я услышала сильные удары, похожие на раскаты грома. Когда не открываешь глаз, то кажется, что на улице бушует сильная гроза. Но это не раскаты грома. К нам доходят воздушные волны от сильных бомбежек. Где-то сильно стреляют и бомбят.

Да, в Рязани не было боевых действий. Но что такое война, жители знали не понаслышке. Немецкие войска были в десятках километров от города. Сотни тысяч уроженцев региона отправились на фронт. Женщины и дети работали в тылу. Ограничивали себя во всем, чтобы отправить необходимое бойцам. Вот одна из записей, сделанных восьмиклассницей Любой 28 марта 1942 года:

– Так тяжело жить, что просто жутко. Ревели мы вчера с мамой ужасно из-за письма тети Тани. Она пишет, что дядя Шура доживает последние дни. Просит что-нибудь съесть, а дать нечего, кроме хлеба. Спрашивает: «Когда я догорю?». Мама тоже сейчас чувствует себя плохо. Как ее сразила война! Она совсем стала старуха. Как мечтаем о белом хлебце… Я дорогой только об этом и думаю.

Школьников тоже привлекали к работе. В городе они трудились на заводе, в селе – наравне со взрослыми выходили в поля. Остается удивляться мужеству людей, которые выполняли свой долг – не зная, далеко ли Победа, но веря, что она обязательно будет нашей. Вести с фронта духа не поднимали: раз за разом сообщали о наступлении немецких войск. Дневниковая запись от 24 октября 1941 года:

­– Особенно напряженными были дня два-три, когда мы с девчатами собирались на кухне и слово «германец» нескоро покидало нас. Горюем, горюем о страсти войны. Ужасно боимся приближения фронта. И так страшны издевательства немцев, а при приближении фронта должны быть ужаснее. Если я месяц тому назад писала, что взят Киев, то сейчас сданы уже Орел, Брянск, Вязьма, Таганрог. Враг был в сорока километрах от Москвы, но сейчас как будто стоит дальше. Москва была в грозной опасности, в настоящее же время несколько ожила.

Близкие бомбежки, работа на износ, голод – обо всем этом мы читали в учебниках. Но те, кто пережил это сам, кто своим трудом внес вклад в Победу, заслуживают, чтобы мы не просто знали, а уважали их подвиг. И присвоение Рязани звания Города трудовой доблести – тот шаг, сделать который в наших силах.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №13 от 25 марта 2020

Заголовок в газете: Дневник войны

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру