Рязанские педагоги рассказали, что на экзамене самое важное

20.06.2020 в 17:24, просмотров: 1057

В этом году единый государственный экзамен будут сдавать только выпускники, которые планируют получать высшее образование. Сроки проведения ЕГЭ – с 3 по 25 июля. Хотя времени на подготовку стало больше, старшеклассники все равно волнуются. «МК в Рязани» узнал у директора и преподавателей рязанской школы №8, как ничего не забыть и все успеть.

Рязанские педагоги рассказали, что на экзамене самое важное

В этом году на весенние каникулы рязанских школьников отправили досрочно, последнюю четверть они учились дистанционно. По мнению директора школы №8 Ольги Игнатовой, эта ситуация не должна сказаться на результатах ЕГЭ:

– Дистанционный формат подготовки в апреле-мае, безусловно, наложил свой отпечаток: потребовал от одиннадцатиклассников и педагогов новых цифровых навыков, большей мотивированности, самостоятельности, целеустремленности, ответственности. Но, как показывает педагогическая практика, к четвертой четверти 11 класса (как раз к разгару пандемии в России) программный материал уже в основном пройден – учащиеся занимаются повторением, проходят пробные тестирования в формате ЕГЭ, психологически настраиваются на экзамен. Поэтому считаю, что выпускники в основном успели получить все необходимые знания и навыки. Сложнее было психологически.

По словам Ольги Игнатовой, успешно сдать ЕГЭ может любой ученик, освоивший школьную программу. Но чтобы набрать на экзамене высокий балл, требуется решить задания повышенного уровня, которые собраны во второй части. Для этого нужно интересоваться выбранными предметами, читать дополнительную литературу.

Важно не растеряться на экзамене. Иногда из-за невнимательности выпускник дает неверный ответ на вопрос, который ему хорошо знаком. Чтобы такого не случилось, подчеркивает Ольга Игнатова, надо правильно распределить время:

– Прежде чем приступить к выполнению заданий, следует еще раз внимательно и тщательно вчитаться в формулировки и инструкции. Но на экзамене очень важен фактор времени. Опыт организации ЕГЭ показывает, что даже на самых продолжительных по времени экзаменах (3 часа 55 минут) нужно четко рассчитывать свое время. Действует правило решения заданий «по спирали» – сначала следует выполнить простые задания, в решении которых вы уверены. На потом оставьте задания, над которыми нужно подумать. Иначе можно не успеть.

Внимание, бланк

Еще один этап, где выпускник рискует невольно потерять баллы – заполнение бланка. Регистрационная часть заполняется достаточно легко, к тому же в пунктах проведения экзамена бланк дублируется на доске и организатор показывает, что в какой графе писать. А вот когда речь идет об ответах на вопросы, важно соблюдать несколько моментов:

1. Адекватность заполнения знаков (букв и цифр) приведенным образцам – иначе техническое устройство может неправильно распознать ответ (например, принять «7» за «1»). Конечно, существует техническая экспертиза, при которой можно доказать, какой именно знак вы вписали, но она проводится только при подаче апелляции, а это особая процедура. Лучше сразу максимально ответственно и точно вписывать все знаки и символы в бланк ответов.

2. Соответствие полей для ответа выполненным заданиям. Важно не запутаться и точно вписать ответы задания 1 в соответствующее поле, а не, скажем, в поле под номером 2. После заполнения бланка ответов следует все еще раз тщательно проверить. Есть поля для исправления.

3. Когда отвечаете на задания части 2 (задания повышенного уровня, с открытым ответом), важно обращать внимание на разборчивость почерка. Отвечать следует логично и последовательно.

Делу – время

Не секрет, что важно правильно настроить себя перед экзаменом. Чтобы это сделать, нужно правильно организовать свое время. Преподаватель математики школы №8 Елена Самсикова считает, что начать стоит заранее:

– Мы с моими выпускниками решили придерживаться следующей тактики: сначала небольшой отдых после окончания учебного года, затем включение в привычную деятельность, но только в онлайн-формате – выполнение экзаменационных тестов с обязательным фиксированием результатов, разбор ошибок на дистанционных консультациях. Создаются индивидуальные траектории, когда учащиеся выделяют свои собственные затруднения и приступают к решению однотипных заданий «по горизонтали».

Готовиться надо и самостоятельно. Тем, у кого проблемы с самодисциплиной, Ольга Игнатова советует воспользоваться методом «звонка другу»:

– Составьте распорядок и план подготовки. С одной стороны, дополнительное время – ваш друг, но и расслабляться нельзя. Договоритесь с одноклассником или другом, который выбрал те же предметы, выходить раз в неделю на связь, например, в скайп, и обсуждать повторенный материал. Тогда вы будете чувствовать определенные обязательства и уже не сможете не повторить экзаменационный материал.

А вот на последние часы перед экзаменом надеяться на стоит. По словам преподавателя русского языка и литературы школы №8 Ларисы Гавриковой, это время лучше посвятить отдыху:

– Экзамены – это всегда волнение и переживания. Кроме того, еще и огромная ответственность. И нужно пережить этот непростой период с наименьшими «потерями». Не стоит тратить последнюю ночь перед экзаменом на подготовку к нему, бессонная ночь может привести к переутомлению. Вечером нужно завершить подготовку, принять душ, прогуляться на свежем воздухе и как можно лучше выспаться, чтобы встать отдохнувшим.

Непосредственно в день экзамена нужно спокойно собраться. На место проведения ЕГЭ лучше прийти пораньше, чтобы пообщаться с друзьями и немного отвлечься. Во время сдачи экзамена рекомендую просмотреть все вопросы и начать с самых легких. Обязательно нужно оставить время на проверку ответов. Даже если с заданиями вы справились быстро, спешить со сдачей работы не нужно: лучше лишний раз проверить, все ли выполнено верно.

Игры разума

Как ни удивительно, но учителя советуют писать шпаргалки. С собой на экзамен их брать не надо – это способ систематизировать знания. Когда человек читает и пишет, он запоминает минимум 20-30% информации даже при средней памяти. Те, у кого хорошая память, запомнят половину данных. Лариса Гаврикова советует использовать еще несколько психологических приемов:

– Есть нехитрые способы быстрого повышения уровня знаний, которым учат психологи. Они полезны для всех учеников, но в период подготовки к экзаменам – особенно. Первый называется «Три предложения» – выходя с занятия, прочитав какую-то тему в учебнике, прослушав лекцию, мысленно повтори содержание в трех предложениях. Учеников часто пугает колоссальный объем и огромные тексты, которые им будто бы надо выучить. Здесь можно применить «метод пяти П»: просмотри, придумай вопросы, подчеркни ключевые слова, перескажи, проверь себя.

Такие приемы позволяют чувствовать себя увереннее и избавиться от волнения лучше валерьянки. Тем более успокоительные средства учителя применять не рекомендуют. Они тормозят мозговую деятельность и мешают сконцентрироваться, да и реакция может быть полностью противоположной: начнут трястись руки-ноги, в голове – туман. И совершенно, по словам Ларисы Гавриковой, не исключена ситуация, что можно настолько успокоиться, что уснуть прямо на экзамене.

Собираем вещи

По словам преподавателей, все, что нужно взять с собой на экзамен – черная гелевая ручка и паспорт, линейка, транспортир или калькулятор (в зависимости от предмета). Любая другая ручка не будет считываться машиной, и ответы не примут. Паспорт нужно предъявить при входе в пункт проведения. Лекарства, воду в бутылке, шоколадку или другой перекус нужно оставить вне аудитории.

Телефон, смарт-часы лучше оставить дома – это повод для удаления с экзамена. Правда, такие случаи сейчас редки: коллективы школ тщательно проводят разъяснительную работу с детьми и их родителями, знакомят с процедурой экзамена под подпись, напоминают об административной ответственности и аннулировании результатов экзамена в случае нарушения процедуры.


|