«Просто большие человеки»: Интервью с воспитателем детского сада

С детьми не сложно работать, сложно работать с родителями

Работа воспитателя — кропотливый и каждодневный труд, требующий много любви, терпения, сил и полной самоотдачи. Нужно уметь быть и ласковой мамой, и добрым другом, и мудрым наставником-учителем для малышей. Надо уметь выслушивать просьбы 25 (а то и больше) детей и на все оперативно реагировать. Не каждый человек, получив эту специальность, сможет работать в детском саду. У Василия Сухомлинского есть замечательные слова: «… чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце».

В преддверии профессионального праздника главный редактор «МК в Рязани» встретилась с воспитателем детского сада № 143 Юлией Сафроновой, которая на протяжении 10 лет дарит частичку своего сердца и души малышам.

С детьми не сложно работать, сложно работать с родителями
Юлия Викторовна Сафронова/фото из личного архива

Мне нужно было устроить в детский сад свою дочь

Попадание Юлии Викторовны в профессию было не очень оригинальным: как и многие она пришла в детский сад из-за ребенка. Работа далась учителю математики очень сложно, за полгода накопилась усталость и появилось твердое желание уйти. Смена места жительства, перевод дочки в другой сад и … увольнение из дошкольного учреждения. Наша героиня устроилась экономистом. Буквально через пару месяцев она поняла, что постоянная работа за компьютером – не для нее, она должна быть в детском саду, где каждый день не похож на предыдущий, где десятки горящих детских глаз с нетерпением ждут тебя, чтобы рассказать об увиденном, поиграть в интересную игру.

И вот спустя два года, уже с сыном, Юлия Сафронова снова перешагнула порог детского сада. «Погрузившись с головой в профессию, я в нее влюбилась, и сегодня мне ясно, что быть воспитателем – мое призвание. Сегодня я точно знаю, что никакая другая работа не даст мне такого эмоционального и душевного удовлетворения», - признается собеседница.

По ее мнению, в детском саду посторонних быть не должно: люди, не заинтересованные в этом деле, надолго здесь не задерживаются. Это работа по призванию.

Воспитание детей – воспитание себя

Юлия Викторовна признается, что за 10 лет воспитания детей они в какой-то степени «перевоспитали» и ее саму. «Начиная работать, я считала, что главное – это научить ребенка чему-то, сформировать у него необходимые умения, дать знания и подготовить к школе. Сегодня, приобретя опыт, я понимаю, что в дошкольные годы наиболее важно развить личность и способности ребенка, научить его жить в коллективе. Читать и писать он все равно научится», - говорит воспитатель.

Раньше дети были другие

Наша собеседница соглашается с устойчивым суждением о том, что нынешнее поколение заметно отличается от детей «девяностых» и «нулевых». Современные дети стали свободнее и раскрепощеннее, они умело обращаются с техникой, что порой идет им только во вред. Родители дома дают дочке или сыночку телефоны с играми, чтобы те им не надоедали. А в саду детям стараются объяснить, что не стоит переносить в реальную жизнь увиденное на экране гаджета или телевизора. «Пытаемся убедить родителей, что лучше дать ребенку реальную машинку, чем, если он будет играть в гонки на телефоне, - делится опытом рязанская воспитательница. Конечно, мы понимаем, что сейчас бешеный ритм жизни: родители работают допоздна, им некогда заниматься детьми».

Комментируя вопрос детской жестокости, о которой мы порой слышим из новостей, Юлия Викторовна рассказала случай из собственной практики:

– Я проводила собрание, на котором попросила родителей не учить детей давать сдачу. Ответ меня просто убил: «Пусть дают сдачу, сейчас жизнь такая».

Также, по словам воспитательницы, порой нынешние дети думают, что любовь родителей к ребенку измеряется в игрушках. Одному мальчику сверстники заявили, что мама с папой его не любят, так как они не покупают машинки.

«Но все же ребенок во все времена остается ребенком: он любит сказки, верит в чудеса, стремится перевоплощаться и реализовываться в игре», - резюмирует воспитатель.

Игровая математика

В этом году наша героиня стала победителем сначала муниципального этапа, а затем и регионального этапа всероссийского конкурса «Воспитатель года России – 2020» с проектом авторской педагогической системы «Математика вокруг нас». Юлия Викторовна помогает малышам постигать науку на примерах из обычной жизни. Теперь она представит Рязанскую область на федеральном конкурсе.

С бандой один на один

На вопрос о том, как воспитателю удается справляться с группой малышей, Юлия Викторовна вспомнила слова героини Веры Алентовой из легендарного советского фильма «Москва слезам не верит»: «Сложно с тремя, а когда трех научишься организовывать, количество не имеет значения». А еще воспитательница стремится сделать каждую минуту пребывания ребенка в детском саду увлекательной, полезной и значимой. «Но все же главное – это любовь к детям. Когда они видят, что ты их понимаешь, слышишь, что ты им настоящий друг, тогда эти дети для тебя горы свернут», - делится секретом успеха педагог.

С детьми не сложно работать, сложно работать с родителями

Юлия Сафронова признается, что с родителями находить общий язык порой достаточно непросто. По ее словам, в современном обществе профессия воспитателя и учителя становится неуважаемой. «Родители порой потребительски относятся. Они считают, что мы им что-то должны», - говорит воспитательница и добавляет, что если мамы и папы не будут сотрудничать с детским садом, то что-то поменять в ребенке будет очень сложно. Все равно для детей в приоритете будут родители. Иногда приходится уговаривать родителей показать ребенка специалисту, потому что тот в пять лет еще не говорит.

В детских садах сейчас проводятся тренинги, родительские собрания. Мамам и папам говорят о вреде компьютерных игр, просят не давать дорогие игрушки ребенку и мобильные телефоны.

Просто большие человеки

Как рассказала Юлия Викторовна в работе воспитателя каждый день не похож на другой. Дети, как говорится, не устают удивлять. Мы попросили вспомнить какой-нибудь забавный случай из детского сада.

В группе остался один мальчик. Когда Юлия Викторовна одевала ребенка на вечернюю прогулку, ей позвонила сменщица (вторая воспитательница). После разговора мальчик с серьезным видом спросил:

– Кто звонил?

– Ваша воспитательница.

– Яся с Макаром? (Это дети из группы мальчика – прим.).

– А что они у вас воспитатели? А кто тогда я и Екатерина Константиновна?

– Вы? Вы просто большие человеки.

Был еще один случай. На днях мальчик поздравил девочку с днем рождения, встав на колено, целый день с ней за ручку ходил. «Хоть в детском саду посмотришь на настоящих мужчин», - говорит с улыбкой собеседница.

Пандемию пережили тяжело

Воспитательница рассказала, что закрытие детских садов из-за коронавируса переживала очень тяжело. Дома у Юлии Викторовны был диск с записью утренника, который она давно намеревалась переписать для одной из родительниц. В период тоски по детям воспитательница включила видео и не могла оторваться от просмотра. «Ты больная в хорошем смысле, не можешь без своих детей», - были слова мужа нашей героини. Юлия Сафронова рассказала, что воспитатели все равно пытались общаться с детьми вне стен садика, записывали для малышей видеообращения, давали им задания. Ребята присылали видео, на которых читали стихи. «Было очень тяжело и нам, и детям. Они очень сильно повзрослели за то время, пока мы не виделись», - вспоминает воспитатель.

А после пандемии малыши в саду дружно распевали «Шашлык запретили, мы на карантине».

Профессия – воспитатель

По мнению Юлии Сафроновой, воспитатель – это, прежде всего, человек любящий детей, профессионал в своем деле, внимательный к проблемам ребенка и его родителей, интеллигентный и доброжелательный. Он не может себе позволить быть мрачным, раздражительным, нести негатив.

«Большое количество времени, что мы должны уделять семье, занимает работа. Ведь выйдя за ворота детского сада, работа не заканчивается, мы готовимся к занятиям, продумываем развлечения, занимаемся саморазвитием. Меня этот факт расстраивает, к сожалению, - я не могу делать работу плохо, а выполняя ее хорошо, я забираю время у семьи», - признается Юлия Сафронова.

Наша героиня отмечает, что сейчас труд воспитателей и учителей оплачивается хорошо. В детском саду № 143 нехватки кадров нет, все группы укомплектованы. Коллектив опытный, возрастной, молодежи маловато. Люди работают по 20-25 лет. Юлия Викторовна в разговоре о профессии воспитателя сделала комплимент Рязанскому педагогическому колледжу, который, по ее мнению, готовит прекрасные кадры для детсадов. Выпускницы хорошо знают методику проведения занятий, психологию ребенка.