Компания «Ростелеком» совместно с «Солар» представила список наиболее распространённых схем, которые используют телефонные мошенники для незаконного получения личных и финансовых данных россиян. В тройку самых популярных сценариев вошли темы, связанные с «сотовыми операторами», «заменой домофона» и «Центробанком/службой безопасности банков». Эти данные были озвучены в ходе пресс-конференции вице-президентом по продуктам массового сегмента «Ростелекома» Ириной Лебедевой.
В мероприятии также приняли участие врио директора департамента обеспечения кибербезопасности Минцифры России Евгений Хасин, председатель Альянса по защите детей в цифровой среде Елизавета Белякова и директор по развитию центра мониторинга внешних цифровых угроз Solar Aura (ГК «Солар») Александр Вураско.
Евгений Хасин сообщил, что Минцифры, в сотрудничестве с операторами связи, финансовыми учреждениями и правоохранительными органами, активно борется с кибермошенничеством. Важным шагом стало принятие в апреле текущего года закона о противодействии правонарушениям, связанным с информационными технологиями. Он добавил, что закон предполагает создание государственной информационной антифрод-системы. В рамках проекта, который стартует в июне 2025 года, будет тестироваться обмен информацией между всеми участниками. Эта инициатива уже показала свою эффективность: число заблокированных мошеннических звонков превышает 90%.
В последние годы проблемы социальной инженерии и киберугроз стали особенно актуальными для граждан, включая абонентов «Ростелекома». В этом году МВД выявило новую схему мошенничества: злоумышленники, выдавая себя за сотрудников компании, требуют предоставить личные данные под предлогом продления договора на услуги связи. Специалисты «Ростелекома» рекомендуют прекращать такие разговоры и обращаться в компанию напрямую или в полицию. Все договоры на услуги связи бессрочные и не требуют продления.
Сервис «Защита звонка», основанный на современных технологиях распознавания речи и машинного обучения, анализирует разговоры в реальном времени, идентифицируя ключевые фразы, характерные для мошенников. В системе заложено более 100 речевых паттернов, что обеспечивает высокую скорость анализа и минимизирует влияние человеческого фактора. Нейросети постоянно обучаются на новых данных, а платформа регулярно обновляет базу паттернов мошенников, адаптируясь к их меняющимся методам.
Среднее время обнаружения подозрительного паттерна составляет 18 секунд. При выявлении признаков мошенничества абонент получает голосовое предупреждение, слышимое только ему. Это позволяет безопасно завершить разговор, не выдавая своей осведомленности. В 97% случаев абоненты прекращают звонок после первого уведомления. Сервис обеспечивает полную конфиденциальность: разговоры не записываются и не передаются третьим лицам или на сторонние серверы. Анализ происходит в реальном времени на защищенной отечественной аппаратно-программной платформе.
Услуга «Защита звонка» была добавлена в августе 2025 года к линейке сервисов безопасности пользователей мобильной связи и домашнего интернета «Ростелекома». Ранее в этом году были запущены фильтры нежелательных сайтов, сервисы блокировки звонков, мониторинга изменений кредитной истории и обновленный инструмент для отслеживания утечек персональных данных.
«Новый продукт благодаря современным технологиям защищает “в прямом эфире”, даже если мы имеем дело с подменой номера или другими уловками. В условиях роста угроз киберпреступлений и постоянного появления новых мошеннических схем мы продолжаем развивать методы борьбы с ними и предлагаем новые решения, оставаясь лидерами в сфере кибербезопасности», — подчеркнула вице-президент по продуктам массового сегмента «Ростелекома» Ирина Лебедева.
Елизавета Белякова, возглавляющая Альянс по защите детей в цифровой среде, сообщила, что за последние четыре года количество киберпреступлений, совершённых детьми младше 18 лет, увеличилось на 74%. По её словам, кибермошенники активно вовлекают подростков в такие преступления, как дропперство, порча имущества и вербовка. Это подчеркивает необходимость совместных усилий для предотвращения подобной деятельности.
В первом полугодии 2025 года компания «Ростелеком» зафиксировала рост мошеннических (+7%) и фишинговых (+8%) ресурсов по сравнению с тем же периодом 2024 года. Защита от вредоносных сайтов доступна всем абонентам компании. В фильтре нежелательных сайтов уже содержится более 50 тысяч ресурсов, включая поддельные страницы для кражи банковских данных, паролей и персональной информации, а также сайты, распространяющие вредоносное ПО. Сервис не только автоматически блокирует такие ресурсы, но и позволяет настраивать собственные категории фильтрации; обновления каталога происходят каждые два часа.
Согласно данным центра мониторинга внешних цифровых угроз Solar AURA, количество киберинцидентов за 8,5 месяцев 2025 года снизилось на 16,5% по сравнению с 2024 годом. Однако ежедневно фиксируется от двух до пяти успешных атак в российском сегменте сети. Основные угрозы исходят от фишинга, социальной инженерии и утечек данных. Число утекших строк данных уменьшилось на 37%, но количество скомпрометированных адресов электронной почты возросло в 3,2 раза, а номеров телефонов — на 38%. Пользователи сервиса мониторинга утечек персональных данных могут получать информацию о попадании их личной информации в открытый доступ в режиме реального времени.
Статистика киберинцидентов, часто связанная с утечками паролей от личных кабинетов и сервисов, подчеркивает важность повышения цифровой грамотности населения. По данным «Солара», почти половина пользователей (45%) считает регулярную смену паролей необходимой, однако 31% признается в использовании одинаковых паролей для нескольких аккаунтов, что делает их уязвимыми для мошенников.
Александр Вураско, директор по развитию центра мониторинга внешних цифровых угроз Solar AURA, отметил, что цифровой иммунитет — это не только современные технологии и защитные решения, но и осознанное поведение каждого человека. По его словам, киберугрозы эволюционируют и становятся всё более изощрёнными. Для эффективной защиты недостаточно просто установить антивирус или использовать сложные пароли — важно критически оценивать поступающую информацию и регулярно повышать цифровую грамотность.
Угрозы кибермошенничества не ограничиваются лишь онлайн-пространством: получив личные данные пользователя, преступники могут использовать их для оформления кредитов или доступа к банковским сервисам. Для защиты финансов граждан предусмотрен совместный инструмент «Ростелекома» и «Солара», который не зависит от интернета и мобильной связи — мониторинг кредитной истории. В случае попытки оформления кредита без согласия абонента ему будет направлено уведомление с рекомендациями по действиям. В настоящее время компании работают над новыми инструментами для комплексной безопасности клиентов.
Сервисы цифровой безопасности доступны для подключения абонентам «Ростелекома» через личный кабинет. Мобильная связь может быть подключена в одном пакете с домашним интернетом и онлайн-кинотеатром Wink. Для пакетных тарифов предусмотрена возможность подключения до пяти SIM-карт с единым балансом для всей семьи.
Реклама. ПАО «Ростелеком». ИНН 7707049388. ОГРН 1027700198767