В областной столице инвалидов по зрению – около тысячи. В свете продолжающейся работы по созданию в Рязани доступной среды, Международный день слепых, отмечаемый 13 ноября – повод еще раз вспомнить о проблемах незрячих. Мы – зрячие, но зачастую не замечаем тех сложностей, с которыми инвалиды по зрению вынуждены сталкиваться каждодневно.
По завершению праздничного мероприятия в Рязанской областной организации Всероссийского общества слепых (ВОС), прошедшего на минувшей неделе, некоторые из его представителей поделились с «МК» своими мыслями на этот счет.
Неочевидные трудности
– Вообще, в последние годы в Рязани для комфорта инвалидов стараются делать многое, – признала одна из самых известных активисток местного отделения ВОС, пенсионерка Вера Жакенова. – Ведь когда-то у нас в городе не было ни низкопольных автобусов, ни пандусов, ни тактильной плитки… Но бывает, что удобства для инвалидов-колясочников создают дополнительные трудности для незрячих.
Нет единообразия и в оформлении так называемых тактильных пиктограмм и наклеек с шрифтом Брайля в социальных и медицинских учреждениях. Вера Григорьевна регулярно посещает Городскую поликлинику № 2 на улице Профессора Никулина. Казалось бы, мелочь – выпуклые знаки на табличке для слепых в холле медучреждения и такие же значки на наклейках в лифте лишь немного отличаются друг от друга в размерах. Но осязание-то у всех разное. Вот и Вера Жакенова с одних «считывает» информацию с легкостью, а с других – не может, как бы не старалась.
– Хорошо было бы, если бы администрация города вместе с представителями Рязанского отделения ВОС проинспектировала все учреждения в Рязани, где установлены тактильные пиктограммы, – предлагает Вера Григорьевна. – Так можно было понять, где таблички для незрячих удобны в применении, а где воспользоваться ими проблематично. Мы бы в этом деле помогли с радостью.
Возьмем пример с Москвы?
Другая активистка Рязанского отделения ВОС – Галина Крылова, предложила обратить внимание на транспортное обслуживание инвалидов по зрению.
– Сейчас остановки объявляют разве что на некоторых троллейбусных маршрутах, и то не на всех. О автобусах, и тем более – о маршрутках, и говорить не приходится. Между тем, для незрячих и слабовидящих это было бы очень удобно.
Кстати. Зачинательницей в реализации этих идей у нас в стране уже стала столица России. Еще в 2017-ом в рамках эксперимента по созданию безбарьерной среды на двух остановках общественного транспорта в Москве (в районе станций метро «Полежаевская» и «Алексеевская») оборудовали специальные кнопки для слепых и слабовидящих. Нажимаешь на кнопку и слышишь, когда приедет автобус или троллейбус.
А не далее, как в октябре 2019-го, опять же, в столице, для маршрутов, проходящих мимо крупных социальных учреждений, около 1000 автобусов оснастили внешними динамиками для информирования пассажиров с нарушениями зрения. Аудиоинформаторы объявляют номер маршрута и направление движения, помогая сориентироваться незрячим и слабовидящим.
Возможно, и нам пора взять этот опыт на заметку?