Стандартный пример диалога на эту тему:
- На каком основании вы решили, что этот участок земли принадлежит вам?
- Это мое место, я здесь всю жизнь свою машину ставлю!
- Но почему вы решили, что это место именно ваше, а не общее?
- Это мое место потому, что это МОЕ МЕСТО!
Разговор короткий. Выяснять отношения на месте, браниться, материться, уповать на совесть и на высшие сферы не имеет смысла. Напротив, твои же оппоненты тебе скажут о том, что это они, а не ты расчистили площадочку, убрали ветки, щебеночки насыпали, а у тебя даже совести нет, коли ты на чужое добро заришься!
Так-то оно так, по-свойски, по-деревенски понять их тоже можно, но это если места – целое поле, а когда площади под стоянку во дворе всего ничего, то тут уж надо соблюдать законы общежития, и правило «кто первым встал, того и тапочки» - это самое демократичное и законное из всех возможных в данном случае. Несмотря на весь его цинизм.
Кроме того, стоит отметить, что поднятая в этой статье проблема в большей степени касается не новых районов, где, слава Богу, этот вопрос более-менее решен относительно большими площадями под парковку и не столь ярко выраженными собственническими настроениями у граждан. Поднятая тема главным образом тревожит жителей спальных массивов, построенных в 60-е, 70-е, 80-е гг. двадцатого века, когда проблемы парковочных мест во дворах не существовало в принципе.
Теперь ближе к делу. Вы подъезжаете к своему дому, думаете, куда бы встать, но встать некуда! Везде или занято, или цепочки, причем не факт, что за цепочкой стоит чей-то автомобиль, там может быть просто свободное место. То есть места-то есть, а поставить свое авто вы не можете. Что делать?
Срезать столбики и цепочки «болгаркой» нельзя: это уголовно наказуемо, может классифицироваться как порча чужого имущества. В тюрьму мы не хотим, так что обратимся за консультацией в прокуратуру Рязанской области, к старшему прокурору отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан Алексею Ивановичу Хорунжему.
Корр.: Алексей Иванович, у меня во дворе такая проблема: больше половины двора, где я живу и ставлю на ночь свой автомобиль, самовольно отгорожено моими соседями и закрыто на замок. Свободного места осталось мало настолько, что вопрос со стоянкой стал вызывать трудности у меня и других жителей стоящих рядом домов. Что нам делать, как добиться того, чтобы эта незаконная парковка была устранена и двор опять стал общим?
Алексей Хорунжий: Попробуем разобраться. Действия ваших соседей можно классифицировать как самовольный захват территории, в равной степени принадлежащей всем жителям дома. Последние, если недовольны сложившейся ситуацией, могут обратиться в суд, который, рассмотрев дело, примет решение о ликвидации незаконной парковки. Приедут судебные приставы и демонтируют ограждение. Причем не факт, что ваши соседи не пожелают установить ограждение заново.
Корр.: А если я попытаюсь самостоятельно, без привлечения правоохранительных органов, решить эту проблему, то есть просто возьму да и уберу все то, что они там нагородили?
(От себя замечу, что эта мера не совсем правильная и лучше ее избежать, так как это – прямой конфликт, часто продолжающийся руганью, мордобоем и местью. Известно множество случаев, когда автолюбители, приходя после таких разбирательств на стоянку, обнаруживали своих железных друзей со спущенными колесами, с расцарапанным лакокрасочным покрытием, облитыми клеем или еще чем похуже, а то и с выбитым лобовым стеклом и кирпичом на сиденье.)
Алексей Хорунжий: Если у вас получится извлечь столб без его порчи (допустим, он просто вбит в землю) и положить его рядом, то тогда все в порядке. Если же он, например, забетонирован и вы срезаете его при помощи какого-нибудь механического инструмента, а следовательно, повреждаете, то, в случае обращения владельцев антипарковочного приспособления в правоохранительные органы, у вас будут проблемы. Вы испортили чужое имущество, и теперь уже закон не на вашей стороне. На вас будет наложен штраф.
Корр.: В каком размере?
Алексей Хорунжий: Тут не все однозначно. Скорее всего, за этим последует административное наказание в виде штрафа в размере от 300 до 500 рублей. Но в случае если стоимость имущества, которое вы повредили, окажется выше 2500 рублей, то вы можете быть привлечены к уголовной ответственности, тут и сумма штрафа значительно выше – до 40000 рублей, и возможны другие виды наказаний.
Корр.: Ого! Не утешили, Алексей Иванович.
Для дальнейшего разъяснения ситуации я обратился в опорный пункт полиции по месту своего проживания. Участковый сотрудник полиции с пониманием отнесся к моей проблеме и предложил такую последовательность мер воздействия на соседей, незаконным образом закрепивших за собой места под стоянку. Это, во-первых, профилактическая беседа, цель которой – дать понять гражданам, что действия их незаконны. Если это не поможет, то необходимо снова вызвать участкового, который зафиксирует факт самоуправства. Жильцы, желающие ликвидировать стоянку, пишут заявление в полицию, в нем указывают количество автомобилей, пользующихся незаконной парковкой и их государственные номерные знаки. Также можно приложить фотографии. Ввиду того, что дворы относятся к местам общего пользования, автовладельцами, незаконно завладевшими землей, была нарушена статья 7.1 КОАП РФ «Самовольное занятие земельного участка», что влечет за собой штраф от 500 до 1000 рублей для граждан.
Есть еще одна организация, которая может нам помочь, это Управление административно–технического контроля администрации г. Рязани. Обратимся туда и зададим несколько вопросов начальнику сектора по контролю за уборкой и благоустройством территории города Галине Вячеславовне Копоревой.
Корр.: Галина Вячеславовна, часто ли в вашей работе приходится сталкиваться с этой проблемой? Как ее можно разрешить, так сказать, наиболее бескровным способом?
Галина Копорева: Вот вы сейчас в дверях столкнулись с человеком, который выходил от меня. Его интересовал вопрос, противоположный вашему. Этот господин отсыпал щебнем площадку у себя во дворе и хочет, чтобы она за ним была закреплена на основании того, что он инвалид. Я ему объясняю, что это противоречит законодательству, но понимания добиться трудно.
Что касается парковок на придомовых территориях, то скажу сразу, что, согласно п. 145 решения Рязанской городской Думы от 24 мая 2012 г. №174-I «Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования – город Рязань», стоянка запрещена в любых не предусмотренных для этих целей местах, а также на тротуарах, детских игровых площадках, в местах с зелеными насаждениями, на контейнерных площадках и территориях, прилегающих к ним. Если ваши соседи таким образом паркуют свой транспорт, то они нарушают еще и статью 3.5 Закона Рязанской области от 4 декабря 2008 г. №182-ОЗ «Об административных правонарушениях».
Если место для парковки разрешенное, но самовольно отгороженное, то это также противоречит решению Рязанской городской Думы от 24 мая 2012 г. №174-I, п.128.
Корр.: Что делать гражданам, чтобы убрать ограждение?
Галина Копорева: Можете обратиться лично ко мне по телефону 25-45-13. Порядок действий следующий. После поступления жалобы мы выезжаем, составляем соответствующий акт и прикладываем к нему фотографии незаконного сооружения. Затем составляется протокол административного правонарушения, который направляется в комиссию при администрации г. Рязани. После рассмотрения нарушителю выписывается штраф. Кроме того, его обяжут демонтировать ограждение.
Корр.: Штраф в каком размере?
Галина Копорева: Тут мы вольны выбирать: если нарушение не слишком серьезно и попадает под ст. 3.5. Закона Рязанской области №182-ОЗ, – от 500 до 2000 руб. Если же нарушитель злостный и всячески мешает урегулированию ситуации, то тут мы вправе рассматривать его действия как нарушение статьи 6.3 этого же закона и штраф может доходить до 5000 руб.
Сказать к слову, обслуживающие организации домов, к которым прилегает дворовая территория, должны следить за тем, чтобы подобных самовольных ограждений не появлялось. Так что, если мы не находим нарушителя, установившего незаконное сооружение, штраф выписывается на обслуживающую организацию.
Подытожим. Парковки во дворах – это проблема всероссийского значения, и решать ее должно государство. В столице, например, еще в 2008 году экс-мэр, Юрий Лужков, дал поручение «пресечь незаконную парковочную деятельность на территории Москвы», после чего было решено ликвидировать в столичных дворах все приспособления, служащие для самозахвата парковочных мест. Проблема, конечно же, полностью не решилась, очень многие демонтированные ограждения вернулись на свои места, но стоит отметить, что московские власти уже давно осознали всю важность стояночного вопроса и делают хоть что-то для его решения.
У нас же, в Рязани, практически все тяготы этой государственной проблемы легли на плечи простых граждан. Можно, конечно, провести собрание собственников жилья, на котором будет рассмотрен вопрос распределения стояночных площадей, но вряд ли это решит проблему: площади ограничены, а число автомобилистов растет с каждым днем. И если мы договорились между собой и стали счастливыми обладателями заветного клочка земли под стоянку своего автомобиля сегодня, то что будет делать мой сосед, который станет автовладельцем только завтра?
И дело-то все не только в столбиках и натянутых цепочках, столбики и цепочки – это вопрос скорее нравственный, хотя и ситуация с ними должна решаться централизованно, а не на уровне дворовых разборок и даже не на уровне личных заявлений граждан в правоохранительные органы. Проблема глубже: автопарк нашего города увеличивается гигантскими темпами, практически любой человек любого пола может позволить себе стать автомобилистом, количество автомобилей на душу населения в нашей стране приближается к европейскому, в то время как условия для хранения и содержания транспорта от европейских очень далеки.
Огромная часть жилого фонда, активно эксплуатируемого в настоящее время, была построена еще в эпоху тоталитарного застоя, когда автомобиль был элементом роскоши, а строительные нормы предусматривали наличие только трех парковочных мест на подъезд. Вот и приходится нам в ХХI веке терпеть пережитки не только эпохи дефицита, но и средневекового феодализма и решать вопросы землепользования посредством ругани, кулаков и личной наглости.