Точка зловония

Корреспондент «МК в Рязани» выясняла, почему жители микрорайона Храпово ходят в медицинских масках и пользуются берушами

В таких случаях говорят: запах, витающий в этой местности, не передать словами. Действительно, жаль, скажу только, что по приезде домой срочно захотелось оттереться мочалкой и прочистить ершиком для мытья бутылок носоглотку. Казалось, что зловоние проникло в поры кожи, в волосы, про одежду и упоминать не хочется.

«Белье на улице давно не сушим»

С каждым дуновением разогретого летним солнцем ветра вонь обволакивала, въедалась в глаза. «Характер запаха», если можно так выразиться, был не газовым, как в Дашково-Песочне, а каким-то сладковато-липким, омерзительным «ароматом» разложения.

В момент приезда в Храпово корреспондента встречала одна жительница, вскоре подошли еще несколько человек.

Все, как один, отказались называть себя, «потому что нам тут потом не жить, куда мы против хозяев?!». Но – обо всем по порядку. Жители микрорайона жалуются на предприятие «Соколовские колбасы» (бывшие «Храповские колбасы» – прим. авт.) только шепотом и только друг другу. Одна лишь смелая дама позвонила в редакцию и рассказала о проблемах, преследующих их с недавнего времени. Но и она попросила не называть ее имени, потому что «у меня тут внук гостит, не хочу, чтобы с ним что-то произошло».

Сначала было трудно поверить в настолько средневековый страх перед неминуемой расправой с жалобщиками предпринимателей-«колбасников» (так называют местные жители работников предприятия). Но поведение жильцов дома №1А, граничащего с «Соколовскими колбасами», доходчиво показало: люди напуганы. – Мы ничего не знаем, вон у нас какой забор, за забором ничего не видно. Запах? Есть запах, со свалки, наверное. Какие крики животных? Нам некогда крики слушать, мы люди рабочие.

По поводу криков – этот факт и был первоначальной жалобой в редакцию «МК». – Постоянно слышим душераздирающие вопли животных – их, наверное, убивают каким-то негуманным способом. Не то, чтобы моментальные вскрики, а постоянные, страшные, жалобные. Сейчас не знаю, как буду перед невесткой оправдываться: она за внуком приедет ко мне, а тут такое…

Отправила, называется, ребенка в деревню, на свежий воздух. – В ручье нашем муть какую-то кровавую видела. Это только однажды было.

И что меня дернуло заглянуть под мост? Сразу затошнило, плохо стало – кровь там струилась, – поделилась шепотом пожилая женщина. – А белье давно только дома сушим, потому что на улице сразу провоняет.

К слову сказать, корреспондент «МК в Рязани» ни крови, ни внутренностей животных в ручье не заметила – лишь мусорные пакеты, грязные тряпки и старые автомобильные покрышки.

– Раньше эта вонючка называлась рекой Бобровкой, мы из нее пили – вкусная вода была, – сообщил пенсионер-старожил. – А теперь мутная вся, с запахом противным. Если руки в ней помыть – руки жирными становятся, будто в нее нутряное сало и другие внутренности, которые на продажу не идут, сбрасывают. Мы ведь уже все расписание их знаем. Сначала слышим визг на улице – это свиней на предприятие везут. Потом уже слышатся вопли оттуда – режут их, значит. А через пару часов вонь распространяется по деревне. И так вот делаем – то уши затыкаем, то марлю на нос цепляем.

Старожил также посетовал: они б смирились, да Бобровка впадает в Павловку, та – на очистные сооружения, и эту воду пьют все рязанцы. Жители Храпово уточняют, что звонили на предприятие и спрашивали, почему так кричит скотина и отчего по ручью плавает всякое непотребство. Им ответили, животные кричат во время разгрузки, а по поводу загрязнения речушки и воздуха – вопросы не к ним.

Старожилы признаются, что понимают: бизнес – дело нужное, полезное, да и «продукция предприятия – вкусная и свежая, но пусть проверку проведут, не от них ли все это зловоние и отбросы в реке?».

С одной стороны, жители микрорайона искренне удивляются, почему о загрязненном воздухе в Дашково-Песочне говорят, пишут и показывают телесюжеты, а про храповские «ароматы» нигде нет ни слова.

С другой – боятся назвать себя при произнесении этих самых слов и говорят, что жаловаться бесполезно, «потому что там все схвачено».


А колбаску любят все

За разъяснениями по поводу сложившейся ситуации «МК в Рязани» обратился непосредственно к руководству ООО «Соколовские колбасы». Заместитель директора Александр Филатов рассказал, почему жители окрестностей слышат крики животных и отчего порой чувствуют неприятные запахи. – Обвинение в негуманном обращении с животными в нашем случае неуместно. Во-первых, забой скота сам по себе не слишком гуманен, во-вторых, нам просто некогда обращаться с животными как-то негуманно.

Забой происходит промышленным методом, током, специальным электрошокером. Сначала свинью оглушают, потом… В общем, никаких мучений животные не испытывают.

А кричат потому, что чувствуют кровь в забойном цеху. Мы же не можем заставить животных замолчать, при всем уважении к жителям. Конечно, нас можно обвинить в том, что мы убиваем свиней, но колбасу все любят кушать.

Раньше никаких криков над поселком не разносилось, потому что прежние владельцы предприятия не использовали в производстве свинину. Теперь свинина используется, в день на бойне умерщвляется от 200 до 300 животных.

Запах со стороны их предприятия, по словам Филатова, действительно, порой распространяется по поселку. И этому обстоятельству никоим образом не рады ни жители, ни сами сотрудники предприятия. – И рады бы избавиться от «ароматов», но это зависит не от нас. Производственные отходы заполняют специальные контейнеры, в жаркую солнечную погоду все это разлагается, а предприятие «Ветутильзавод» не каждый день присылает машины для вывоза отходов. Почему-то у них с вывозом происходят перебои, – прокомментировал замдиректора. Филатов заверил, что на их предприятии постоянно проходят проверки со стороны Россельхознадзора и ветстанций – городской и областной. Нареканий по поводу работы не было. По его словам, только что прошла очередная проверка. – А если жители хотят узнать, не сбрасываем ли мы какие отходы в речку, пусть подают жалобу в Природоохранную прокуратуру.

Если кто-то что-то туда сливает, то это точно не мы. От наших отходов этот ручей из берегов бы вышел. В этом плане жители переборщили с ужасами, – сообщил Александр Михайлович.

На вопрос, кто так запугал жителей, не ответил ничего, только сам удивился. Рязанские экоактивисты говорят, что пока жалоб от жителей не слышал. И уточняют: экология в тех местах всегда была «не ахти какая». – Там же свалка рядом, если ветер в сторону Храпово – у них, конечно же, запах стоит нехороший. А про Бобровку и Павловку что уж говорить – загрязненные речушки. Если в микрорайоне сейчас настолько плохая обстановка, жители должны написать в природоохранную прокуратуру, не стоит ждать, что все изменится к лучшему само собой.

Вроде бы, конфликт исчерпан и (снова – вроде бы) никто не виноват. Но от этого никому не легче: тошнотворные запахи попрежнему витают над микрорайоном Храпово, предсмертные крики животных все так же беспокоят жителей поселка. Может, настало время начать бороться за свои права и действительно потребовать проведения прокурорской проверки? Но для начала неплохо было бы перестать сбрасывать в многострадальную Бобровку бытовой мусор. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру