Архитектор Камышанов раскритиковал деятельность рязанского ВООПИиК

Архитектор Камышанов раскритиковал деятельность рязанского ВООПИиК

Деятельность рязанского отделения ВООПИиК уже не раз подвергалась критике. Недавно активисты Андрей Петруцкий и Игорь Кочетков развернули активную кампанию против проекта комплексного развития территории в посёлке Борки. Эта ситуация заставила всех вспомнить о другой, не менее резонансной теме, —  «Есенинская Русь». О создании достопримечательного места и роли ВООПИиК, 62 ИНФО рассказал известный рязанский архитектор Константин Камышанов.

«Я это предполагал и ждал: когда окончится это безумие? Когда переполнится чаша терпения и возобладает разум? Район впал в ступор. Территория испытывает инсульт в результате кризиса инвестиций в жилой сектор и социального напряжения. Территория - это, прежде всего, люди, а не бумага и проект. Инсульт вызван ущербным в своей основе проектом, непрофессиональным подходом к развитию территории и ожесточенным рвением контролеров», - сказал Камышанов.

По его словам, мотором для закона, очень похожего на коррупционную схему, стал ресурс градозащитных активистов.

В «Есенинскую Русь», напомним, включили 42 населённых пункта - естественно, в большинстве из них Есенин никогда не бывал. Но спустя почти сотню лет после смерти поэта жители этих сёл и деревень внезапно оказались в ситуации, когда не могли даже просто курятник построить у своего сельского дома. Перестроить или отремонтировать нормально дом не могли тоже - о проблемах местных жителей мы писали здесь.

Сейчас Игорь Кочетков, зампред ВООПИиК, пытается откреститься от своего участия в создании «Есенинской Руси» — не он, мол, подписывает такие документы. Однако Константин Камышанов оказался готов привести пример "для иллюстрации деятельности команды ВООПИК" в зоне достопримечательного места:

Удивительно ли, что в Рыбновском районе собрали более трех тысяч подписей под письмом, где деятельность Кочеткова характеризовалась как "вредительская" - и губернатора просили отстранить его от работы в ВООПИиК?

«Я, как архитектор, видел профессиональную ущербность этого мега-проекта», - говорит Константин Камышанов.

Эксперт критикует состояние и Константинова, и окрестностей, называя проект «архитектурной халтурой» и сетуя, что он "умертвил пространство": "Если вы думаете, что все, чего добилась власть с этим проектом – коровники на въезде в Константиново, то ошибаетесь. Это не коровники. Это фондохранилище музея. Зато в стиле и в высотах".

«Недопустимо умирание района ради музея. И даже не ради музея. Музей тут ни причем. И он сам не рад. И ему это не нужно. Ради интересов нескольких лиц, заинтересованных в социальном терроре и пиаре своей маленькой власти", - горько констатирует Камышанов.

Впрочем, уверен архитектор, все еще можно исправить. И один из шагов к этому - лишение ВООПИиК той монополии контроля, которую региональное отделение общества себе присвоило; создание альтернативного ресурса выражения мнений общественности: "В Рязани ВООПИК показал себя организацией, способной стагнировать территорию с целью выгодоприбретения властного ресурса. Нужно создать более объективный и представительный орган связи между властью и народом".

Но возникает вопрос - во имя чего активисты делают это всё? Наверное, они всё же руководствуются интересами людей, стремлением сохранить первозданную красоту есенинских мест - и просто где-то иногда ошибаются? Ведь со всеми бывает?

Увы, Камышанов на своем опыте общения с ВООПИиК предполагает иную мотивацию: "Сколько раз я сталкивался с этими активистами, столько раз я сталкивался с тем, что им БЕЗРАЗЛИЧНО, красиво-некрасиво, удобно-неудобно, "садится" в пейзаж или противоречит логике. Они в этом ничего не соображают, потому что не профессионалы. Им важно запрещать или разрешать. Но это же люди в твоей власти. Так нельзя с людьми - мумифицировать землю, людей и дома, превращать их в живые экспонаты безумной выставки".

А мы напомним ещё один эпизод из биографии Кочеткова и его борьбе за "есенинское наследие" - когда на федеральном канале обсуждалась тема создания достопримечательного места, Кочетков после эфира грубо оскорбил известнейшего есениноведа Ольгу Воронову, которая с ним не согласилась - а с заступившимся за неё директором музея в Контантинове Борисом Иогансоном дошло до рукоприкладства. 

Впрочем, «Есенинская Русь» — лишь один пример. На слуху сейчас застройка в Борках. Протестовавший против неё Кочетков и его соратники активно обвиняли тех, кто высказывал отличающуюся от его точку зрения, в продажности и вранье.

Однако публикации ВООПИиК при этом вызывали вопросы. Так, после обсуждения проекта развития Борок на общественном совете при рязанской Главархитектуре в соцсетях активистов появилось категоричное заявление: "Получил фактически единогласное осуждение". А вот председатель регионального отделения Союза художников России Виктор Грушо-Новицкий, который в этом обсуждении принимал участие, сообщает иное - что "серьезной критики не было", а его лично проект "приятно поразил".

"Как показывает практика, ВООПИК и активисты не только не всегда представляют интересы жителей, но и могут приврать и попытаться исказить ситуацию в свою пользу", - комментирует соответствующую публикацию Константин Камышанов.

С документами тоже выходит как-то неудобно. Сначала в ВООПИиК ссылались на документы от 1978 года - глава администрации Рязани сообщила, что они не были приняты юридически. Теперь ссылаются на новый проект объединённых зон охраны объектов культурного наследия на территории города, разработанный "Гипрогором".

Госинспекцию по охране объектов культурного наследия Рязанской области представители ВООПИиК обвиняют в том, что эти документы не показали общественности: "Преднамеренно нарушает сейчас законодательство и не выкладывает на сайт Инспекции Госэкспертизу этого проекта".

Однако сами активисты указывали, что "Гипрогор" передал документы инспекции 7 ноября. На госзакупках мы находим сроки приема работ заказчиком - 30 рабочих дней. Таким образом, рассматривать их инспекция может до 19 декабря, и только потом вправе публиковать.

Стремительная переквалификация

Весь ноябрь Кочетков твердил об уникальном виде на кремль и якобы запретах на стройку.

25 ноября мэр Елена Сорокина сообщила, что были изучены оригиналы документов - и территория, где планируется застройка, в зоны ограничений не входит.

В тот же день Кочетков внезапно проявил очередную грань своей натуры - задвинув подальше еще так недавно терзавший его вопрос пейзажей кремля, зампред ВООПИиК бросился на защиту экологии. Какие виды, какой кремль - шпалозавод использовал креозот! Было написано открытое письмо на имя губернатора.

Представитель самого шпалозавода прокомментировал, что креозоту вот уже три десятка лет как нашли замену, а Сорокина отметила, что рекультивация почвы - непременное условие реализации проекта, но Кочеткову, похоже, очень хотелось заботиться теперь уже об экологии и народе.

Даже на замечание в комментариях, что, когда дойдет до продажи квартир, люди уже сами определятся, Кочетков парировал: "Предполагаются и дети (не принимающие самостоятельных решений)". Так что, видимо, теперь Кочетков ратует за судьбы детей и готов защитить их от решения родителей. Спасибо, как говорится, за заботу. О жителях "Есенинской Руси" уже позаботились, теперь вот и сюда очередь дошла.

С «Есенинской Руси» начали - ею же и закончим, слишком много похожего в этих двух ситуациях. И приведем ещё одну цитату Константина Камышанова: "Люди не должны стать экспонатами музейной витрины, бабочками в коллекции любителя насекомых. А земля не должна быть нафталинным чучелом экспозиции. Люди живые и им надо жить".

Добавим, что жители Борок - те самые люди, которых история с застройкой касается в первую очередь, - уже почувствовали первые плюсы. В Борках наконец появился уличный свет и начали решать проблему с состоянием тротуаров.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру