«Кино», лосины, 5 копеек

Корреспондент «МК» вспомнила свое пионерское детство и сравнила с нынешним отдыхом современной молодежи

Современная молодежь может не верить, но 20 лет назад солотчинские сосны все так же стояли на своих местах, только их было гораздо больше тогда, до вырубки деревьев под жилые дома и частные коттеджи. Воздух был таким же пьянящим, только менее загазованным: по лесным тропинкам автомобили не ездили.

 Ода дырам в заборах

Старица тоже текла по своему руслу, только в ней купались сотни отдыхающих. В общем, как положено: трава была зеленее, солнце светило ярче.

Пионерских лагерей было несравнимо больше: «Гагарин», лагерь «имени Гайдара», «Юность», «Сказка», «Солнечный», «Сатурн», «Дзержинец», «Смена». Все они располагались в непосредственной близости друг от друга, почти на одном «пятачке». Через забор с «Сатурном» процветала туристическая база с маленькими дачными домиками для отдыхающих и знаменитой дискотечной площадкой – именно на ней знакомились пионеры окрестных лагерей, осмелившиеся покинуть территорию. Конечно, делать этого было нельзя, но, если очень хочется…

Да, дети уходили с территории лагерей (о ужас!), чтобы сбегать на солотчинскую площадь Ленина и купить лимонад, пирожки с повидлом, мороженое. Потом убегали снова, чтобы сдать пустые бутылки из-под газировки и купить новую порцию вкусностей. И спокойно ходили по тропинкам меж вековых сосен даже в вечернее время, потому что (вот темнота!) не знали о существовании педофилов, торговцев органами и прочей современной нечисти.

На территорию лагерей, также против правил, проникали всякие «местные элементы» в целях знакомства с городскими девочками и выяснения отношений с городскими мальчишками. Что любопытно: в результате «пацанских разборок» сильно пострадавших никогда не было. Зато несколько семей, возникших в результате знакомств с «местными», корреспондент «МК в Рязани» знает лично.

Естественно, днем на воротах стояли специально назначенные дежурные, на ночь они закрывались на большие устрашающего вида замки, но всегда существовали дыры, прорехи, проломы… Впрочем, как и во всех заборах нашей родины.

За территорию пионерского лагеря выходили не только через дыры в оградах, но и официально, целыми отрядами, через ворота. За время лагерной смены ребенок мог побывать в музее Рязанского кремля и на развалинах Солотчинского монастыря, раз десять искупаться в Старице и увидеть рассвет над рекой, испечь картошку в прощальном пионерском костре. Никаких особых разрешений и распоряжений для таких «выходов в свет» не требовалось, нужно лишь было прихватить с собой одного крепкого мужчину из персонала лагеря – физрука, плаврука, сторожа или вожатого мужского пола. Поход с ночевкой, конечно, требовал более долгой подготовки и наличия достаточного количества взрослых.

Из разрешительных документов требовалось одно заявление директору: «Просим выписать из столовой столько килограммов картошки, столько-то крупы, консервов, чая и хлеба». Из тех походов все возвращались живыми, только немного покусанными комарами. Несмотря на видимую «вольницу», ощутимых ЧП в те времена в пионерских лагерях не происходило. Лишь однажды 9-тилетняя девочка ухитрилась запихать в рот крупную 5-тикопеечную монету. Она застряла в горле и напугала саму «испытательницу», весь персонал лагеря. Вызванная «скорая» приехала быстро, но уже не пригодилась, потому что монета загадочным образом выскочила наружу. Блестящая от желудочной кислоты. «Денюжку» у юной пионерки отобрали – во избежание повторного эксперимента.


«Бандиты» в кедах и трико

Сейчас о пионерских лагерях 90-х можно услышать множество небылиц. Одна из них гласит: все рязанские бандиты – бывшие пионеры солотчинских лагерей. Неправда, не все. Дело в том, что в «Сатурне» во все времена отдыхали дети из Рыбновского интерната, а этому интернату одно время покровительствовала «Слоновская» организованная бандитская группировка. «Слоны» готовили молодых бойцов для своих бандитских нужд, и несколько ребят, действительно, попались на эту удочку. Повелись на бандитскую романтику. Один из них чуть позже подорвался на самодельном взрывном устройстве, второй пропал без вести после первых бесед со следователями прокуратуры, третий отбыл срок на «химии» и повредился умом. Однако к самому отдыху мальчишек в «Сатурне» их бандитское будущее никакого отношения не имело.

Есть мнение, что пионерские лагеря 90-х «были публичным домом: все дети пили, курили, все друг с другом спали». С этим спорить бесполезно, потому что у каждого свое – и детство, и воспоминания. Но все же большинству теперешних тридцатипяти-сорокалетних с ностальгией вспоминаются пионерские линейки и красные галстуки, футбольные битвы между лагерями, водные баталии в «День Нептуна», конкурсы стенгазет в «День Смеха», кружки фотодела и мягкой игрушки, песни под гитару и сбор шишек вокруг жилых корпусов. Кстати, о шишках. Ежедневная уборка территории лагеря и жилых комнат не считались принуждением детей к тяжелому труду, а очень даже поощрялись. К примеру, «сладкими призами» за самую чистую территорию. И родители, воспитанные в привычке помогать с детских лет взрослым, не считали детский труд чем-то «из ряда вон», а были очень даже благодарны: детка и в лагере не ленится.

Лежать на кровати, кроме дневного «тихого часа» и ночного времени, было строго запрещено. Поэтому пионеры, волей-неволей, проводили все свое время на свежем воздухе. Молодежной моде тех лет остается только позавидовать: спортивные трико, закатанные до колен, футболка и кеды. Все по одной цене. Правда, к вечеру, к дискотеке, старались приодеться. Пиком моды, верхом совершенства считались розовые лосины и майка в поперечную голубую полоску. Под какую музыку танцевали? Конечно, под «Ласковый май», «Кино» и «Наутилус».


«Дети как дети»

– Теперь все строго, – рассказала «МК в Рязани» вожатая Ольга, только что вернувшаяся с третьей смены лагеря отдыха «Сказка», – За территорию никто не выходит, вход к детям только по паспортам – для родителей и родственников. Костров не жгли из-за высокой пожароопасности. Пару лет назад были проблемы с сотовыми телефонами и планшетами – дети брали их с собой, были случаи утери и даже воровства. Но теперь нашли выход: просим родителей, чтобы давали с собой сотовые подешевле, а за дорогостоящие вещи мы ответственности не несем, и родители поставлены об этом в известность.

По словам собеседницы, и в наши дни из года в год в лагерь стараются приезжать одни и те же дети, которые уже знакомы друг с другом. Когда она вырастают из возраста отдыхающих, посещают специальные курсы вожатых, после чего могут вернуться в лагерь уже в качестве сотрудников.

– Было время, когда использовать детский труд было запрещено, но этот «перекос» исправили. Старшие ребята убирают свои комнаты сами, а младшие – у меня были дети 9-10 лет – часто сами просят: «Дайте веник, мы не маленькие!». Насчет побегов за территорию или сигарет… У ребят всю смену такой насыщенный график, что им некогда об этом думать. Подготовка к конкурсам, спортивные соревнования, кружки, проведение конкурсов, фильмы и дискотеки – только крутиться успевают. Есть такие, которым ничего не хочется, лишь бы в игры в телефоне поиграть. Но их стараемся переубедить, увлечь чем-то другим. Ольга говорит, что дети есть дети, какими бы ни были времена. Так же влюбляются и пишут друг другу записки. Ссорятся и пытаются разобраться «один на один». Хвалятся друг перед другом, у кого кем работают отцы и кого какая машина. Но через какое-то время забывают обо всех разногласиях и бегут смотреть концерт самодеятельности. – На прощальной дискотеке плачут, в день отъезда обмениваются адресами, телефонами и мейлами. Сейчас новая «фишка» такая – пишут друг у друга на руках и на теле маркерами.

Только вот по ночам зубной пастой друг друга не мажут – у большинства детей аллергия на все на свете. Нитками к матрацу почему-то тоже никто никого не пришивал. Неужели не знают о такой традиционной лагерной шутке? Сейчас вот газету прочитают, и уж на следующий год нитками запасутся… 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру