Роспотребнадзор дал рекомендации родителям школьников по организации режима дня и питания.
Специалисты отмечают, что для учащихся крайне важно правильно сочетать отдых и учебу. Режим дня дисциплинирует школьника, помогает быть собранным.
«Если вы заметили, что ваш ребёнок сильно устаёт, к концу дня становится вялым и нервным, а успеваемость страдает, постарайтесь правильно организовать его режим, и негативные симптомы, скорее всего, исчезнут сами», - поясняют в Роспотребнадзоре.
Существенное влияние на состояние здоровья ребенка оказывают количество и качество сна, питание и двигательная активность. При недостатке сна у детей может нарушаться поступление в кровь специфических гормонов, что отрицательно сказывается на их росте и развитии. При недосыпании страдает способность к обучению и его успешность.
Еще по теме:
Врач рассказала, можно ли за один день отоспаться после недели недосыпа
Как быстро заснуть: советы сомнолога для хорошего сна
Когда ребенку нужен офтальмолог
На время экзаменов, перед контрольными работами и при всякой напряжённой умственной деятельности учащимся рекомендуют увеличивать обычную продолжительность сна (хотя бы на 1 час).
У детей, недосыпающих 2–2,5 часа, уровень работоспособности на уроках снижается на 30 % по сравнению с детьми, «высыпающими» свою норму.
Как решить проблему с засыпанием:
Ложиться и вставать в одно и то же время, стараясь не сдвигать привычные часы сна в период каникул.
После 19 часов ограничивать эмоциональные нагрузки (шумные игры, фильмы).
Сформировать собственные полезные привычки: вечерний душ или ванна, прогулка, чтение.
Кровать ребенка не должна быть провисающей, рекомендуется покупать невысокую подушку. Комнату требуется хорошо проветривать перед отходом ко сну.
Примерные нормы ночного сна для школьников:
- 1–4 класс — от 10 до 10,5 часа;
- 5–7 класс — 10,5 часа;
- 8–9 класс — от 9 до 9,5 часа;
- 10–11 класс — от 8 до 9 часов.
Первоклассникам специалисты рекомендуют организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов.
Закон о тишине в Рязанской области-2021
Организация рабочего места школьника
Правильно организованное рабочее место и условия для выполнения уроков ощутимо влияют на успеваемость и здоровье учащегося.
Письменный стол должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребёнок — левша, то наоборот), аналогично необходимо оборудовать полноценное искусственное освещение. Свет от настольной лампы не должен бить в глаза.
Оптимальное соотношение высоты стола и стула
Сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв руку, как для ответа на уроке, ребенок доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Ноги учащегося при правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол в тазобедренном и коленном суставах. Стул должен иметь невысокую спинку.
Правильно подобранная мебель для занятий— один из факторов предупреждения нарушений осанки. Проверять соответствие рабочего места следует не реже 2 раз в год.
Нахождение за компьютером
На уроке рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора на мониторе, не должна превышать:
- 1–4 класс — 15 минут;
- 5–7 класс — 20 минут;
- 8–9 класс — 25 минут;
- 10–11 класс — на первом часу учебных занятий - 30 минут, на втором - 20 минут.
Для профилактики утомления при работе за компьютером необходимо делать гимнастику.
На переменах следует проводить сквозное проветривание с обязательным выходом учеников из кабинета.
Внеучебные занятия с использованием компьютеров стоит проводить не чаще 2 раз в неделю.
Игры и прогулки
Особое внимание следует уделить двигательной активности школьника и прогулкам на свежем воздухе. Гулять и играть нужно минимум 3–3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа старшеклассникам.
Грамотно организованный день учащегося положительно отразится на его настроении, самочувствии и успеваемости.
Правильное питание
Питание школьника – это тоже составляющая режима дня. Необходимо, чтобы пища не только содержала количество калорий, обеспечивающее энерготраты ребенка, но и была богата необходимым для здоровья количеством витаминов и минералов. Важно чтобы дети питались правильно и дома, и в школе в течение дня, чтобы им нравилось то, что они едят, а обстановка располагала к принятию пищи.