Чего не видят зрячие, подскажут слепые и слабовидящие рязанцы

Чего не видят зрячие, подскажут слепые и слабовидящие рязанцы
На перекрестке Высоковольтной и Дзержинского есть и съезды для колясочников, и тактильная плитка для слепых. Но такие удобства пока еще не стали для Рязани нормой.

В областной столице инвалидов по зрению – около тысячи. В свете продолжающейся работы по созданию в Рязани доступной среды, Международный день слепых, отмечаемый 13 ноября – повод еще раз вспомнить о проблемах незрячих. Мы – зрячие, но зачастую не замечаем тех сложностей, с которыми инвалиды по зрению вынуждены сталкиваться каждодневно.

По завершению праздничного мероприятия в Рязанской областной организации Всероссийского общества слепых (ВОС), прошедшего на минувшей неделе, некоторые из его представителей поделились с «МК» своими мыслями на этот счет.

Неочевидные трудности

– Вообще, в последние годы в Рязани для комфорта инвалидов стараются делать многое, – признала одна из самых известных активисток местного отделения ВОС, пенсионерка Вера Жакенова. – Ведь когда-то у нас в городе не было ни низкопольных автобусов, ни пандусов, ни тактильной плитки… Но бывает, что удобства для инвалидов-колясочников создают дополнительные трудности для незрячих.

Вера Жакенова
Так, на пересечениях ряда автодорог и тротуаров в центре Рязани уже несколько лет как обустраивают съезды для инвалидных колясок (убирая участки бордюров), укладывают тактильную плитку. При этом где-то съезды с тротуаров могут наличествовать, а плитка – отсутствует. Незрячий человек, как пояснила Вера Жакенова, привычен ориентироваться по возвышенностям на дороге. Компромиссный вариант– съезд с небольшим бордюром, который и колясочник преодолеет без затруднений, и незрячий распознает. Но такие компромиссы есть не везде.

Нет единообразия и в оформлении так называемых тактильных пиктограмм и наклеек с шрифтом Брайля в социальных и медицинских учреждениях. Вера Григорьевна регулярно посещает Городскую поликлинику № 2 на улице Профессора Никулина. Казалось бы, мелочь – выпуклые знаки на табличке для слепых в холле медучреждения и такие же значки на наклейках в лифте лишь немного отличаются друг от друга в размерах. Но осязание-то у всех разное. Вот и Вера Жакенова с одних «считывает» информацию с легкостью, а с других – не может, как бы не старалась.  

– Хорошо было бы, если бы администрация города вместе с представителями Рязанского отделения ВОС проинспектировала все учреждения в Рязани, где установлены тактильные пиктограммы, – предлагает Вера Григорьевна. – Так можно было понять, где таблички для незрячих удобны в применении, а где воспользоваться ими проблематично. Мы бы в этом деле помогли с радостью.

Возьмем пример с Москвы?

Другая активистка Рязанского отделения ВОС – Галина Крылова, предложила обратить внимание на транспортное обслуживание инвалидов по зрению.

– Сейчас остановки объявляют разве что на некоторых троллейбусных маршрутах, и то не на всех. О автобусах, и тем более – о маршрутках, и говорить не приходится. Между тем, для незрячих и слабовидящих это было бы очень удобно.

Галина Крылова
Галина Брониславовна согласна: обязать всех коммерческих перевозчиков обеспечить звуковое информирование об остановках транспорта – задачка не из простых. Но тут же предлагает другой вариант: хотя бы в центре города усовершенствовать информационные табло на остановках, добавив в них голосовую функцию. И необязательно объявлять все маршруты с временем прибытия. Достаточно было бы озвучивать, какой транспорт подходит к остановке в данный момент.

Кстати. Зачинательницей в реализации этих идей у нас в стране уже стала столица России. Еще в 2017-ом в рамках эксперимента по созданию безбарьерной среды на двух остановках общественного транспорта в Москве (в районе станций метро «Полежаевская» и «Алексеевская») оборудовали специальные кнопки для слепых и слабовидящих. Нажимаешь на кнопку и слышишь, когда приедет автобус или троллейбус.

А не далее, как в октябре 2019-го, опять же, в столице, для маршрутов, проходящих мимо крупных социальных учреждений, около 1000 автобусов оснастили внешними динамиками для информирования пассажиров с нарушениями зрения. Аудиоинформаторы объявляют номер маршрута и направление движения, помогая сориентироваться незрячим и слабовидящим.

Возможно, и нам пора взять этот опыт на заметку?

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №48 от 20 ноября 2019

Заголовок в газете: Чего не видят зрячие