Чем мы дышим? Этим вопросом тысячи рязанцев задаются регулярно. При этом ответ на него так и не найден. То и дело город накрывают выбросы - жалобы идут со всех микрорайонов Рязани, но, пожалуй, самым проблемным из них принято считать Дашково-Песочню. Устойчивое мнение - тянет то ли с Восточного, то ли с Южного промузла.
Шаг первый: открытость
Сколько организаций контролирует чистоту воздуха в Рязани? На первый взгляд может показаться, что ответственных - даже с избытком: Росприроднадзор, Роспотребнадзор, министерство природопользования, гидрометцентр, выездные лаборатории, многочисленные экоактивисты... Добавить к этому списку надо и сами предприятия - по крайне мере крупные.
Но прежде чем контролировать свои выбросы, промышленность должна озаботиться их очисткой. Поэтому каждое предприятие обязано иметь очистные системы, которые позволяют снижать влияние на экологию.
"50% нашего оборудования - экологическое. Источники выбросов газов на протяжении всего технологического процесса, от плавления сырья до упаковки, у нас оснащены системами ГОУ - это газоочистные установки, - рассказывает Евгений Дивущак. - У нас применяются две технологии: фильтрация, которая отсекает выбросы, в основном механические, такие как пыль или частицы волокна, и дожигание. Это установки термического окисления – системы дожига. Они удаляют газ с органическими частицами и дожигают их в камере сгорания при температуре 750 градусов. Органические вещества под воздействием температуры легко разрушаются, им достаточно 300 градусов. На предприятии таких систем шесть, ими оснащены все линии".
"Если посмотреть на трубу и описать то, что из нее выходит - то на 98% это пар и углекислый газ. Это то, что хорошо видят люди, особенно зимой, когда теплый пар конденсируется ", - продолжает директор завода каменной ваты ТЕХНОНИКОЛЬ.
А как же сероводород, на едкий удушливый запах которого постоянно жалуются горожане? Сероводород на производстве каменной ваты не образуется, и в выбросах его быть не может в принципе. Сырье для каменной ваты – вулканического происхождения. Это базальтовые горные породы, которые расплавляют на производстве, практически получая лаву, а потом превращают в нити, из которых и состоит этот утеплитель.
Вернемся к вопросу о контролирующих организациях. У каждой из них есть своя информация, но некому сложить паззл из этих разрозненных данных, чтобы увидеть общую картину - и наконец-то понять, откуда ветер дует.
Между тем, примеры решения этой проблемы есть - Евгений Дивущак делится опытом Челябинской области, об экологии которой долгое время можно было только шутить грустные шутки. В этом регионе расположен еще один завод каменной ваты ТЕХНОНИКОЛЬ. За последние годы "город черного снега" сумел развернуть ситуацию.
Местные власти создали для всех структур "центр управления" - точнее, контроля. Это Центр экологического мониторинга. Аналогичный есть, кстати, и в Москве. Такие центры аккумулируют информацию с постов наблюдения гидромета, областных и городских предприятий. Анализируют данные с помощью программного обеспечения - оно разработано на федеральном уровне.
В результате, если рязанцы оценивают ситуацию лишь по запаху (и то малодостоверно - многие вредные вещества просто не пахнут), то в Челябинске можно открыть карту в режиме онлайн и понять, кто же нарушает.
"Открытость дала бы наибольший вклад", - констатирует Евгений Дивущак. И добавляет: "Мы бы первые приняли участие в таком проекте и уже даже выступали с инициативой его внедрения".
Шаг второй: детализация
Впрочем, создание единой структуры, которая объединила бы все данные - от цифр официальных ведомств до наблюдений экоактивистов, - лишь первый шаг. Но на его основе можно уже встать на верный путь поиска нарушителей.
Карта даст возможность без всяких недомолвок понимать, откуда запах идет на город - с учетом направления ветра и прочих факторов. Но определить нужный промузел - полдела.
В том же Челябинске крупные предприятия сами передают данные единой структуре о своих выбросах - и не просто расчетные показатели, а конкретные цифры. И число таких предприятий постоянно увеличивается.
"Мы обратились в Главную геофизическую обсерваторию им. А.И. Воейкова. Они помогут определить, в каких местах нашей санитарно-защитной зоны надо поставить посты наблюдения за качеством воздуха и какое оборудование выбрать. Мы хотим организовать мониторинг грамотно, чтобы получать неоспоримые результаты. Мы сами будем понимать, что уходит от нас, а что к нам пришло со стороны", - поясняет Евгений Дивущак.
Такие датчики, установленные у всех предприятий - или хотя бы у большинства, - помогут сделать картину детализированной и ясной.
Что еще нужно? Обученные специалисты. Энтузиастов чистого воздуха в Рязани найдется достаточно, но без конкретных знаний большая часть этого энтузиазма уходит впустую. А специалистов, получивших нужное образование, владеющих навыками расчетов и представлениям о химических процессах на производстве, - у нас пока дефицит. Поэтому нужно привлекать экспертов из других регионов, а параллельно - обучать своих. Чтобы наше общественное сообщество стало экспертным и в нем были люди с профильным образованием. Все-таки данные об экологии должны оценивать профессионалы. А ТЕХНОНИКОЛЬ, имея опыт такой работы в других регионах, в том числе в экологически непростом Челябинске, могла бы содействовать в решении этих вопросов.
Шаг третий: ответственность
В докладе экологов общественного совета при Минприроды РФ, опубликованном 2 ноября, предлагают включить Рязань в список городов ЦФО, где, по данным государственной системы наблюдения Росгидромета, отмечается высокий уровень загрязнения атмосферы. Вероятно, это даст нам возможность войти в федеральный проект "Чистый воздух".
Однако можно не дожидаться этого момента и обратиться за опытом к тому же Челябинску, где над решением экологических проблем работают все: власти, бизнес, промышленники, активисты и даже научные центры и вузы. В регионе в «Чистый воздух» входит сразу два города, и губернатор вынужден уделять повышенное внимание окружающей среде.
В итоге при губернаторе создали координационный совет – площадку для обсуждения экопроблем и выработки мер по их решению. Там совместными усилиями и при помощи профессиональных экологов из общественной организации разработали региональный Экостандарт. Челябинский завод каменной ваты ТЕХНОНИКОЛЬ, кстати, активно участвовал в этом процессе.
"Экостандарт включает цели, задачи и инструменты экологического развития региона. Это документ не предписывающий. Но промышленники могут присоединиться к нему сами. Ну и если кто-то не готов - то можно сделать вывод... Вообще, когда предприятия начинают договариваться, это положительная практика, - рассказывает директор завода каменной ваты ТЕХНОНИКОЛЬ. - Мы предлагали внедрить Экостандарт в Рязани еще в апреле 2022 и готовы участвовать в его создании совместно с экспертным сообществом и рязанскими профильными вузами. И я знаю у нас крупные производства, которые, думаю, вошли бы в Экостандарт".
Однако для создания Экострандарта в Рязани мало одного желания. Нужно, чтобы правительство региона приняло такое решение и поставило задачу по созданию документа. А еще понадобится поддержка тех предприятий, которые готовы изменить свою стратегию и присоединиться к Экостандарту.
Еще один шаг, который принес бы пользу экологии, - переработка твердых отходов. Тот же завод ТЕХНОНИКОЛЬ вывозит менее 1% своих отходов - остальное перерабатывает сам, а также принимает использованные субстраты из теплиц, остатки утеплителя со строек и ремонтов зданий. В перспективе - строительство дополнительного цеха по переработке. В итоге завод сможет перерабатывать на 30% больше каменной ваты, чем сейчас, а значит, она не отправится на свалки Рязанской области.
В целом, предприятие выступает с инициативами и готово помогать внедрению экологических проектов - если в Рязани поддержат такие предложения.